Карл Яперс – немецкий философ-экзистенциалист, психолог, культуролог.

К биографии.

    Родился 23 февраля 1883 г. в Ольденбурге, изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1909 г. получил право заниматься медицинской практикой. В 1909–1915 годах работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике. В 1916 г. был назначен ассистентом по психологии, в 1920 – ассистентом по философии, а в 1921 году профессором философии Гейдельбергского университета. Брак с еврейкой в 1910 г. и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937 годах. В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остался в Гейдельберге и много времени посвятил изучению Библии. После войны был восстановлен в должности, открыто высказывал в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Известны радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Пытался провести идею денацификации университетов, что неглупо, да? В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 совершенно отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике. Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969 года.

Система взглядов.

    Медицинские труды Ясперса посвящены преимущественно проблемам общей психопатологии: различию между психопатологическим процессом (психическим заболеванием) и патологическим развитием личности, понятию деменции (1910); анализу обманов восприятия (1911); феноменологическому направлению исследования в психиатрии (1912) и др. В «Общей психопатологии» (1913) Ясперс на основе анализа переживаний психически больных предложил пересмотр и уточнение понятий, применяемых в психиатрии; противопоставлял психопатологии как научной дисциплине психиатрию – дисциплину прикладную. После 1915 отошёл от исследования проблем психиатрии; в последующем ряд работ посвятил патографии (анализу развития личности и её творчества в психопатологическом аспекте) А. Стриндберга и В. ван Гога (1922), Ф. Ницше (1936). …Вообще, компания отличная. Ни от общества великого Внесента, столь же великого женоненавистника Августа, да и несчастного чистого гуманиста я бы точно не отказалась… Может, любящий Бог даст мне такую возможность после смерти… Вот вообще не шучу……………
    Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 веке. Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни «фанатизма» и самооттрешения Кьеркегора, ни «исступления» Ницше, ни «индифферентного мышления» университетских профессоров – совершенно НИ… В поздних работах он все же предпочитал говорить о «философии разума» или «мировой философии», а не о «философии существования»… С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается – в особой межличностной коммуникации – только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет.
    Хотя Ясперс ценил то, что он называл «религией Библии», он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. «Достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех «предельных ситуациях» страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше, в этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом («Единым»). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа («шифра») или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания.
    Среди основных работ философа – «Общая психопатология» (1913 г.); «Психология мировоззрения» (1919 г.); «Философия» (1932 г.); «Об истине» (1947 г.); «Проблема немецкой вины» (1946 г.); «Великие философы» (1957 г.); «Философская вера и откровение» (1962 г.); «Атомная бомба и будущее человечества» (1958 г.); «Шифры трансценденции» (1970 г.) и др.
     Книги Ясперса: Не купишь:
    Ясперс К. Куда движется ФРГ. М., 1969
Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990
Ясперс К. Истоки истории и ее цель, вып. 1–2. М., 1991
Ясперс К. Философская вера. М., 1992
    А эти есть:
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994
Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994
Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии, в 2-х тт. СПб, 1996
Мартин Хайдеггер / Карл Ясперс. Переписка 1920–1963. М., 2001

    …Место Ясперс в истории мысли двойственно. Его исходный идеал – «бюргерский» гуманизм; идею интеллектуальной честности для него символизирует имя И. Канта, идею культурной широты – имя И. В. Гёте. С этой установкой, вот резко отличающей его от М. Хайдеггера, связаны и преклонение Ясперса перед гражданским и умственным свободолюбием античной Греции, и его симпатии к Спинозе, и его выпады против клерикализма. Однако важнейшее интеллектуальное переживание Ясперса в начале его философского пути – ощущение кризиса «бюргерской» культурной традиции. Несмотря на антипатию к «мрачному фанатизму» С. Кьеркегора и к «экстремизму и неистовству» Ф. Ницше, Ясперс испытал влияние их идей. Свой труд мыслителя Ясперс называл не «философией», а «философствованием», делая акцент на незавершённости, открытости умственного процесса, в котором вопросы преобладают над ответами. По его мнению, наше время, уже не обладающее духовной мощью, позволявшей Платону, Спинозе или Гегелю выводить стройные системы «из истока», вынуждено довольствоваться фрагментарными прозрениями; но, с другой стороны, только в «философствовании» Ясперс видит возможность постижения реальности человека кризисной эпохи.
     Бытие в концепции Ясперса имеет
троякое членение:

    1) предметное бытие, или «бытие-в-мире»;
    2) экзистенция, т. е. необъективируемая человеческая самость;
    3) трансценденция как «объемлющее» – непостижимый предел всякого бытия и мышления.
     Мышление перед лицом «бытия-в-мире» есть «ориентация-в-мире»; мышление перед лицом экзистенции – «высветление экзистенции»; мышление перед лицом трансценденции – «метафизика», выражающая свой невыразимый предмет при посредстве «шифров» (Ясперс избегает понятия символа, связывая его с отвергаемой им традиционно-религиозной практикой опредмечивания трансценденции).
    Несмотря на конфликт Ясперса с теологией (которой он противопоставляет идеал «философской веры»), очевидна близость его онтологии к традиции теизма. Согласно Ясперсу, соотнесенность экзистенции с другой экзистенцией осуществляется в акте «коммуникации», т. е. глубоко интимного и личностного общения в «истине». «Коммуникация» – центральное понятие миропонимания Ясперса – возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. Моральное, социальное и интеллектуальное зло есть для Ясперса прежде всего глухота к чужой экзистенции, неспособность к «дискуссии», принимающая облик фанатизма, но также и поверхностного, обезличенного массового общения. Этот тезис равнозначен с совершенно определённой политической позицией индивидуалистического либерализма. Смысл философии, по Яперсу – в создании путей общечеловеческой «коммуникации» между странами и веками поверх всех границ культурных кругов. Возможность этой связи времён обеспечена достижениями «осевого времени» (8–3 вв. до н. э.), когда одновременно действовали первые греческие философы и основатели важнейших религиозно-философских традиций Азии. «Осевое время», как полагает Ясперс, создало для всех времён общечеловеческий завет личной ответственности, послужив общим истоком для культур Востока и Запада; поэтому необходимо обновлять свою связь с этим заветом, подыскивая для утрачиваемой и вновь обретаемой старой истины новые «шифры».

Материал подготовлен
главным библиотекарем по краеведческой работе
А.А. Медведевой

Назад