К 70-летию Победы советского народа
в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.)

ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

    В годы Великой Отечественной войны в г. Горьком работали Горьковский театр драмы имени М. Горького, театр оперы и балета имени А.С. Пушкина, театр юного зрителя имени Н.К. Крупской, кукольный театр имени В.П. Чкалова, филармония. С первых дней войны началась работа по созданию репертуара из патриотических и антифашистских произведений, формировались выездные театрально-концертные бригады по обслуживанию частей Красной армии на действующих фронтах и в тылу. Артисты горьковских театров выступали в госпиталях перед ранеными. Как известно, на территории Горьковской области были развернуты 143 госпиталя, и концерты высокопрофессиональных исполнителей поднимали настроение находящимся на излечении бойцам и командирам Красной армии, способствовали их возвращению в строй.
    Горьковский государственный театр оперы и балета им. А.С. Пушкина начало войны встретил в г. Иваново, где он находился на гастролях с 31 мая 1941 года. Труппа театра планировала показать за время гастролей 18 спектаклей, среди которых были балеты «Раймонда» и «Светлана» и оперы «Русалка», «Евгений Онегин», «Риголетто», «Травиата», «Чародейка». 22 июня, когда уже шла война, дневным спектаклем была опера «Иван Сусанин»… Прервав гастроли, труппа вернулась домой.
    Люди уходили на фронт. Коллектив театра оперы и балета заметно уменьшился... В кулуарах театра есть Доска Памяти, на которой начертаны слова: «Работники театра оперы и балета имени А.С. Пушкина, отдавшие свою жизнь за нашу Родину».
    Вот эти фамилии:
Абрамов В.В., пропал без вести в декабре 1941 года.
Деулин И.Ф., рядовой, погиб в бою 25 июня 1942 года.
Дрейзин С.М.
Дружков В.Н., сын солиста оперы Н. Дружкова, ефрейтор, погиб в бою 20 июня 1944 года, похоронен в деревне Козаногово Шумилинского района Витебской области.
Козаков В.С., рядовой, пропал без вести в августе 1941 года.
Калязин П.П., рядовой, пропал без вести в марте 1942 года.
Катанский Б.С.
Картелишев П.Т.
Липпоман Ю.А., погиб в бою 5 августа 1943 года, похоронен в деревне Н. Березовка Курской области.
Михайлов М.М., рядовой, погиб в бою 29 июля 1943 года, похоронен в селе Мелехово Курской области.
Молчанов А.В., погиб в бою в 1944 году.
Неволин И.В., рядовой, погиб в бою 4 февраля 1943 года.
Пережогин В.М., техник-интендант 1 ранга, пропал без вести в декабре 1941 года.
Попов Ю.И., рядовой, пропал без вести в декабре 1941 года.
Сорокопут С.А.
Солдатов К.И., рядовой, пропал без вести в октябре 1944 года.
Самарин В.А., пропал без вести в 1941 году.
Широков Г.М.
Шмидт В.К., сержант, пропал без вести 13 октября 1943 года.
    Всего – 20 человек.
    26 июля, через 20 дней после возвращения в Горький, театр открыл седьмой сезон. В этот день снова звучала опера, посвященная Сусанину. Этот спектакль был выбран не случайно. В музыке М. Глинки звучал могучий призыв к сопротивлению врагу, призыв к борьбе за свободу и независимость русской земли. А замечательные слова:

Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
…Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело! –

нашли горячий отклик в сердцах горьковчан.
    Исполнителями главных ролей были: Б. Бухаров (Сусанин), Рише (Сабинин), Калинина, С.М. Коновалова (Антонида), М.Л. Чиненкова (Ваня).
    Работа в театре стала чрезвычайно напряженной. Только за первые шесть месяцев Великой Отечественной войны поставлено пять спектаклей. Репертуар составили лучшие произведения русской и западноевропейской классики. 27 февраля 1942 года состоялась премьера патриотической оперы Э. Направника «Нижегородцы», либретто которой было написано П. Калашниковым по драме А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». В опере рассказывалось о том, как в начале XVII века в Нижнем Новгороде формировалось ополчение. В те тяжкие дни испытаний набатным колоколом раздался призыв нижегородского земского старосты Козьмы Минина: «Заложим жен, детей своих, а земли своей не отдадим!», и нижегородцы слились в едином порыве – положить жизнь за свободу Родины, за спасение сердца Руси – Москвы.
    Коллектив театра осознавал особую ответственность, работая над этим спектаклем. Много сил вложили в постановку композитор А.А. Касьянов и главный дирижер театра А.Г. Ерофеев – они восполнили некоторые пробелы в партитуре первоначальной авторской редакции оперы. Балетмейстер М.Д. Цейтлин талантливо поставил сцены скоморошьих игр, хормейстеры театра тщательно проработали хоровые-массовые сцены. Но на первый план все же выдвигалась фигура Козьмы Минина – образ, символизирующий мощь и духовную силу народа. Именно эти черты акцентировал исполнитель роли Минина И.Я. Струков. Из других исполнителей, занятых в этом спектакле, по свидетельствам очевидцев, особо выделялся М.М. Гвоздев. В итоге получилась воодушевляющая зрителя высокопатриотическая постановка, созвучная военному времени и оставляющая глубокое впечатление. «Нижегородцы» заняли одно из центральных мест в репертуаре театра.
    С большим успехом шла опера Бородина «Князь Игорь». В те годы она звучала по-особенному, так как мотивы защиты Родины от врага были близки слушателям. Уходя со спектакля, слушатель уносил с собой прекрасные русские напевы – героические и величавые, мужественные и лирические. Память надолго сохраняла образы князя Игоря, Ярославны, простых ратников, их беспредельную любовь к Родине. Исполнитель главной партии Е.С. Окунев впечатлял слушателей своей искренностью, своим вокальным мастерством, а ключевые слова арии князя Игоря – «Я Русь от недруга спасу!» – потрясали всех, без исключения.
    Любопытно отметить, что помимо патриотической тематики именно в эти тяжелые дни особенным успехом пользовались балетные спектакли и оперетта. В 1941 году состоялись премьеры ряда оперетт – «Цыганского барона» Штрауса, «Сильвы» Кальмана, «Холопки» Стрельникова. Режиссуру их осуществляли Б.А. Покровский и М.М. Валентинов. Заслуженный деятель искусств РСФСР Павел Михайлович Резников так вспоминал об этом: «Что касается репертуара, пришли к выводу, что… надо ставить венские оперетты. У нас здесь было много воинских частей. Время военное, а людям тем не менее хотелось отдохнуть, послушать хорошую музыку и хороших исполнителей – все это доставляло удовольствие… Нужен был юмор...». Далее П.М. Резников говорит о том, что один генерал однажды спросил его: «Вы можете поставить для нас такой спектакль, чтобы мы все ушли после него на фронт, напевая веселые песни, а не грустили, не плакали?» И постановочный коллектив учел это обстоятельство. На каком-то этапе оперетта даже оказалась преобладающей.
    В первый год войны состоялись премьеры фокинской «Шопенианы» (балетмейстер М.Д. Цейтлин, дирижер П.М. Резников, художник А.М. Мазанов), балета Р. Глиэра «Красный мак» (в постановке М.Д. Цейтлина, дирижер И.А. Зак).
    Все военные годы коллектив театра оперы и балета работал без межсезонных перерывов. В 1942–1943 годах шло интенсивное обновление репертуара. В 1942 году состоялась премьера оперы А. Серова «Юдифь» в постановке Б.А. Покровского. Спектакль вел дирижер Л. Любимов, над декорациями и костюмами работал главный художник театра А.М. Мазанов. Основная идея этого произведения – освободительная борьба и героический подвиг ради народа – была созвучна настроению слушателей. Особенным успехом пользовалось исполнение ролей Л.Н. Шумской (Юдифь), И.Я. Струкова (Олоферн), В.В. Викторовой (Авра), С.М. Коноваловой и М.Л. Чиненковой (Одалиска), В.Л. Гусельникова (Вагоа). Внимание горьковчан привлекла и новая постановка оперы Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем», в которой также звучал патриотический мотив – горячая любовь украинского народа к своей Родине, к свободе. Значительному успеху спектакля способствовало участие М.В. Зарембы (Одарка), С.М. Коноваловой (Оксана), П.П. Кукотова (Андрей), а главное – исполнение роли Карася И.Я. Струковым, известным мастером характерного портрета.
    В сезоне 1942–1943 годов артистическая семья театра оперы и балета значительно возросла – в Горький прибыла оперная труппа из Белоруссии, эвакуированная из Минска. В числе ведущих артистов Белорусского ордена Ленина театра оперы и балета были: народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Л.П. Александровская, народная артистка СССР Р.Б. Млодек, заслуженные артисты РСФСР Л.Ф. Алексеев, В.М. Малькова, А.В. Николаева, И.М. Болотин, А.Д. Арсенко, И.А. Муромцев, художественный руководитель театра заслуженный артист БССР П.С. Златогоров, дирижер- заслуженный артист БССР А.А. Бельский, режиссер В.М. Шахрай и др.
    С 3 июля 1942 года артисты принимали участие в оперных спектаклях, а в августе дали большой концерт, в котором познакомили горьковчан с белорусским фольклором, с творчеством композиторов С. Тикоцкого, А. Туренкова, М. Крошнера и М. Шнейдермана. Затем последовали выступления гостей в операх «Кармен», «Травиата», полный состав исполнителей белорусского театра был представлен в «Евгении Онегине», «Севильском цирюльнике». Слушатели отмечали выступления Л.П. Александровской в «Кармен», ее мастерство перевоплощения, красоту и богатство нюансировки в вокальной партии. Любимцами горьковчан стали И.М. Болотин, исполнитель партий Ленского, Альфреда, Герцога, Р.Б. Млодек и А.Д. Арсенко – великолепный дуэт Татьяна – Онегин.
    Зимний сезон 1943–1944 годов театр открыл премьерой оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Второй премьерой была опера И. Дзержинского «Надежда Светлова» (дирижер А. Ерофеев, режиссер А. Варламов, художник А. Мазанов). В марте 1944 года постановкой оперы «Царская невеста» отмечалось 100-летие со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова. В этом же сезоне постановочный коллектив вновь обратился к творчеству А. Даргомыжского и восстановил оперу «Русалка». Общественностью и прессой была отмечена высокая музыкальная культура театра.
    Следующий сезон совпал с великим событием в нашей стране и во всем мире – победой над фашистской Германией. 1945 год завершал десятилетие со дня основания театра. Был поставлен ряд опер, раскрывающих тему Великой Отечественной войны. Уже во время войны, в 1942 году театр работал над оперой А. Касьянова «Партизанка» (дирижер А. Ерофеев, режиссер Б. Покровский). В 1944 году была поставлена опера И. Дзержинского «Надежда Светлова» (дирижер А. Ерофеев, режиссер А. Варламов, художник А. Мазанов).
    Спектакли проводились не только в самом театре, но и в районах города (Сормовском, Канавинском, Автозаводском) и области (Балахнинском, Богородском, Семеновском, колхозе Печерский).
    Одним из основных направлений деятельности театра в годы войны было формирование выездных концертных бригад. Приказы театра сохранили фамилии артистов, «обслуживающих Красную армию и госпитали»: А. Брегман, Б. Бухаров, В. Викторов, В. Гусельников, Н. Дружков, Добротин, М. Зарембо, М. Зорин, Е. Иванов, Кирзнер, Е. Окунев, И. Струков, М. Труевцев, А. Туманов, И. Фролова, М. Фролов, А. Шалфеева, Л. Шумская, М. Чиненкова, Н. Шенц, В. Гуськов, Ю. Мягков, Б. Сабитов, Г. Гарбер, С. Мелик-Беглярова, П. Резников, Т. Каткова.
    Фронтовые концертные бригады действовали в течение всей Великой Отечественной войны. Об этом рассказывают документы, хранящиеся в Центральном архиве Нижегородской области. Вот лишь несколько примеров. Горьковская фронтовая бригада, в состав которой входили артисты оперного театра Н. Дружков и А. Шалфеева, с 25 по 28 мая 1943 года дала 10 концертов в частях Центрального фронта. В благодарности, подписанной 30 мая начальником отдела пропаганды, агитации и печати Алиповым, читаем: «Объявляю благодарность и выражаю уверенность, что этот слаженный и высокохудожественный коллектив с таким же успехом и дальше будет продолжать свою деятельность, направленную на общее дело разгрома ненавистного врага, священное дело нашей полной победы над немецко-фашистскими захватчиками». Далее – список фамилий артистов.
    Солистка оперы М.Л. Чиненкова с концертной бригадой, работавшей в частях Западного фронта под руководством драматического актера Степанова, дошла до Берлина и участвовала в концерте, устроенном на пороге Рейхстага. Заслуженная артистка РСФСР Мария Львовна Чиненкова позже вспоминала: «Нас собирались послать в 1942 году на Волховский фронт. От оперного театра Дружкова и меня, от драмы артиста Мезенкова. Были еще артисты из ТЮЗа. В общем, бригада получилась хорошая. Отправили нас в декабре 1942 года. Зима в тот год выдалась суровая. Мы выступали везде – в землянках, разных пунктах и подразделениях. Были мы и на передовой, всего в трехстах метрах от линии фронта. Принимали нас великолепно. Иногда даже немцы нам кричали: «Рус! Рус! Катюшу!»»
    В приказе № 150 от 30 мая 1943 года, подписанном заместителем начальника фронтового ДКА Ильяшенко и начальником финансовой части Мельниченко, сообщается, что Н. Дружков и А. Шалфеева как участники фронтовой бригады с 3 по 29 мая 1943 года выступили в 62 концертах.
    За участие в 69 концертах, состоявшихся с 21 сентября по 25 октября в 56 воинских частях, благодарность артистам театра И. Струкову, А. Шалфеевой, М. Зарембо, Ирине и Михаилу Фроловым выразил начальник Политотдела армии Л. Брежнев.
    С 20 октября по 19 ноября 1943 года концертная бригада под руководством М. Фролова дала 60 концертов в частях Красной армии и в госпиталях.
    В госпиталях и отдельных частях Красной армии состоялись творческие вечера И. Струкова, В. Гусельникова, Е. Окуневой, Л. Шумской, В. Викторовой.
    Такой осталась в исторической памяти, в архивных документах и воспоминаниях современников деятельность театра в трудных условиях военных лет: 16 опер, 6 балетов, 11 оперетт было поставлено за это время, дано 7400 спектаклей и концертов, состоялось 2200 выступлений в госпиталях и 3000 концертов в воинских частях.
    В театре господствовала рабочая атмосфера, регулярно проводились репетиции, шла подготовка премьерных спектаклей. Наряду с новыми постановками поддерживались «в форме» спектакли прошлых лет. С небольшой по численности труппой, в трудных материальных и бытовых условиях, работая без выходных дней и отпусков, театр продолжал свою жизнь и внес достойный духовный вклад в завоевание Победы над фашизмом.

ГОРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ДРАМЫ

    В первые годы войны художественным консультантом театра работал народный артист РСФСР Николай Иванович Собольщиков-Самарин, художественными руководителями были В.З. Масс, Н.А. Покровский.
    В репертуаре театра значились: «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа, «Приказ по фронту», «Батальон идёт на запад» Г. Мдивани, «Козьма Минин» В. Костылёва и Т. Лондона, «Машенька» К. Гольдони, «Слава» В. Гусева, «Платон Кречет» и «Фронт» А. Корнейчука, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева, «Мещане» и «Варвары» М. Горького, «Нашествие» Л. Леонова, «Бедность не порок» А.Н. Островского, «Чайка» А.П Чехова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Укрощение строптивой» В. Шекспира и др.
    Профессиональную гордость театра составили его артисты: засл. арт. России Н.А. Левкоев, П.В. Юдин, С.В. Юренев, В.И. Разумов, В.А. Соколовский, артисты Т.П. Рождественская, А.Н. Самарина, А.А. Дубенский, Б.В. Костин и др.
    Фронтовые бригады театра выезжали в воинские части, сборные воинские пункты и госпитали. Особое внимание уделялось русской классике как основе национальной гордости государства. Денежные сборы от многих спектаклей поступали в Фонд Обороны страны, в помощь детям и семьям фронтовиков.
    С 17 мая по 22 июня 1941 года театр находился на гастролях в Москве. В соответствии с договором, закрытие гастролей совпадало с роковым воскресеньем 22 июня…
    Днем и вечером шла полюбившаяся москвичам шекспировская «Зимняя сказка». Ровно в 12 часов начался дневной спектакль. И в то же время по радио выступил В.М. Молотов с чрезвычайным сообщением о вероломном нападении немецко-фашистских захватчиков на нашу страну. После первого антракта ряды в зрительном зале сразу же стали редеть, а вечерний спектакль отменили. Дирекция театра сразу была озабочена возвращением в Горький артистов и театрального имущества – декораций, костюмов и т.д.
    Поезда шли нерегулярно. Актеры и работники технических цехов выбирались из Москвы кто поездом, кто автомашиной, кто пароходом по каналу Москва – Волга, а кто и по Оке. Большую помощь многим оказал тогда бывший директор театра А.М. Рязанов, работавший главным администратором Большого театра.
    Когда весь коллектив собрался в г. Горьком, было решено отказаться от очередного отпуска и продолжать работу в театре. Война потребовала от коллектива мобилизации всех творческих сил, и связь театра с широкими массами зрителей раскрылась во всей силе и глубине. Латинская поговорка о том, что когда гремят пушки, музы умолкают, была полностью отвергнута.
    Первый военный сезон открылся спектаклем «Кремлевские куранты» Н. Погодина. В унисон со временем звучал спектакль «Фельдмаршал Кутузов», где во всю силу своего таланта создавал роль отважного полководца В.И. Разумов. На редкость обаятельный, он сочетал в себе русское простодушие с лукавой хитрецой. Образ такого Кутузова воистину вдохновлял людей на подвиг. Из предыдущих сезонов в репертуаре оставались «Платон Кречет» и «Слава», отражающие тему любви и преданности к своей Родине.
    Срочно был выпущен спектакль «Профессор Мамлок» по пьесе антифашиста Вольфа, воздействовавший на зрителя страстным гражданским отношением к теме борьбы против фашизма. А в начале сентября Н.И. Собольщиков-Самарин выпускает спектакль по роману В. Костылева «Кузьма Минин», где раскрывалась историческая сила и мощь русского народа, а главное- спектакль мобилизовал современников на борьбу с фашистской Германией в настоящем.
    Искусство театра было нужно людям, и лучше всего говорил об этом всегда переполненный зрительный зал. Ни один из горьковских театров не свернул своей деятельности. Даже ТЮЗ и театр кукол, лишившиеся своих зданий, отобранных под госпитали, продолжали давать спектакли на выездных площадках.
    А между тем часть актеров и большая часть работников технических цехов уходила на фронт. В первый год войны по линии военкоматов в театре было мобилизовано свыше 80 мужчин. Все оставшиеся, невзирая на возраст, вошли в группу народного ополчения. И все проходили серьёзную военную подготовку, с энтузиазмом постигали азы нелегкой воинской науки: занимались строевой подготовкой, отрабатывали приемы штыкового боя, изучали винтовку, гранату, пулемет. А некоторые стали жить на казарменном положении, как бойцы добровольческого отряда, который нес охрану города.
    В те дни через г. Горький шел непрерывный поток эвакуированных, среди которых было немало театральных коллективов, направлявшихся с запада на восток. В этой связи часть гримировочных превратилась в перевалочные пункты, в них на день-два останавливались проезжавшие через наш город коллеги- актеры.
    Из-за воздушных тревог, режима затемнения спектакли стали начинать на час раньше. И всё-таки бывали случаи, когда их прерывал зловещий вой сирены, и диктор объявлял: «Воздушная тревога! Воздушная тревога!» И зрители, и актеры спускались в подвал театра, служивший бомбоубежищем, а после отбоя спектакль продолжался.
    Коллектив работал по уплотненному графику: репетиция, концерты, спектакль. В полном актерском составе выезжал со спектаклями в воинские части, отправляющиеся на фронт. Для обслуживания эвакопунктов на вокзалах формировались концертные бригады. Кроме этого, выделялись работники на строительство оборонительных укреплений на подступах к городу. Много концертов проходило в госпиталях, которых с каждым днем в городе становилось все больше.
    В самом театре мудрое наставничество художественного консультанта Н.И. Собольщикова-Самарина, созидательная энергия и организованность художественного руководителя Н.А. Покровского, а также полное взаимопонимание с опытным, талантливым режиссером В.П. Лерминым позволили создать удивительно сбалансированный, разнообразный, увлекательный репертуар.
    Советская пьеса – прежде всего – стала в эти годы для театра тем же, что винтовка для солдата. Правда, в первую военную зиму только один спектакль «Парень из нашего города» прослеживал формирование стойкого и мужественного характера, близкого всем зрителям. Герой Луконин проходил нелегкую школу мужества на полях Испании, в степях Монголии. Спектакль утверждал, что таких парней в жизни много и таким может стать каждый.
    Автор пьесы К. Симонов, совсем ещё молодой в то время поэт и драматург, с первых дней войны являлся военным корреспондентом. На живом материале войны он быстрее своих старших собратьев написал новую пьесу, назвав ее «Русские люди». Центральная газета «Правда» сразу же напечатала пьесу в четырех номерах за 13-16 июля 1942 года. Прямо из газеты актеры переписывали свои роли. Режиссер В.П. Лермин очень быстро поставил спектакль в жанре народно-героической драмы. Любовь к своей земле, жгучее чувство патриотизма преломлялись в характерах героев пьесы очень индивидуально. Спектакль показывал суровые будни войны, опаленные пламенем жестоких боев на одном из участков Южного фронта. За свои убеждения герои К. Симонова платили дорогой ценой — своей жизнью, но не изменяли им.
    Ещё актуальнее, не скрывая горечи поражений и потерь, не сглаживая существовавших в нашей армии противоречий, была напечатана в газете «Правда» от 24-27 августа 1942 года пьеса А. Корнейчука «Фронт». К ее воплощению на сцене вдохновенно приступил Н.А. Покровский. Спектакль производил на зрителей очень сильное впечатление. Его острота, злободневность и несомненная публицистичность были захватывающими.
    Совсем иначе звучал спектакль «Москвичка» по пьесе другого поэта и драматурга, В. Гусева, – как чудесный гимн Москве. Пьеса была написана легкими, трогательными стихами. В прелести созвучий рифмы была удивительная красота. Спектакль поставил Н.И. Собольщиков-Самарин. По сюжету на сцену выходили две пары влюбленных: Настя-садовница и монтер Петр Огородников, Варя-парикмахерша и пылкий сержант Вано Киачели. Это были главные герои спектакля. Было много других действующих лиц, вплоть до немецких солдат. Время действия обозначалось с августа 1941 года по апрель 1942-го, было много музыки, песен, интересно смотрелись интермедии. По замыслу автора, спектакль о военном времени обошелся без батальных сцен. Даже выстрелы в нем обозначались музыкой. Спектакль воспринимался легко, увлеченно, и вместе с тем он вызывал большие патриотические чувства.
    Пьеса Леонида Леонова «Нашествие» появилась в июне 1942 года, но театры не торопились ее ставить из-за необычности образа главного героя повествования Федора Таланова. Этот герой – с «темным» прошлым. Он вернулся из заключения и обозлен, глубоко обижен за допущенную к нему несправедливость. Но когда Федор видит всю мерзость фашистских ублюдков, он возрождается и мстит за поруганную девчушку, убивая гестаповского главаря и его подручных. За постановку этой психологической драмы в Горьковском театре взялся В.П Лермин. 23 марта 1943 года состоялась премьера спектакля. Роль Федора Таланова была сыграна В.А. Соколовским с необычайной эмоциональной силой и верой в высшую справедливость борьбы за освобождение Родины от фашистских захватчиков.
    Интересно было обращение театра и к героическим страницам военной истории времен Гражданской войны. Огромный успех имел спектакль «Олеко Дундич» по пьесе М. Каца и А. Ржешевского в постановке Н.А. Покровского. Пьеса рисует ряд эпизодов боевой деятельности сербского отряда под командованием отчаянно храброго Дундича в составе Первой конной армии. Оба исполнителя роли – и Анатолий Дубенский, и Борис Костин – каждый по-своему прекрасно передавали героизм и лихость, отвагу и доброту романтически пылкого героя. Почти при полном отсутствии словесного материала запоминались образы отважных солдат – друзей Дундича в исполнении артистов Васильева, Мазенкова, Буйного. Чрезвычайно выразительны в спектакле были массовые сцены, придавшие спектаклю яркую зрелищность.
    Наряду со спектаклями, прямо перекликавшимися с происходящими военными событиями, продолжали свою творческую жизнь и «Сон на Волге», и «Дворянские гнездо», и «Хозяйка гостиницы». Были вновь поставлены и «Женитьба Белугина», «Похищение Елены», «Машенька». Эти спектакли давали необходимую разрядку в то напряженное время, вселяли бодрость, поднимали настроение. Сильное впечатление оставлял, несмотря на свою камерность, спектакль «Машенька» по пьесе А. Афиногенова, погибшего в одной из первых бомбежек Москвы. В суровых условиях войны пьесы приобретали особое идейное звучание. А.Н. Горянская в роли Машеньки и С.В. Юренов в роли дедушки, старого академика, да и весь постановочный коллектив напоминали нам, зрителям, как светла и чиста была атмосфера их жизни и как надо беречь ее и защищать от посягательства врагов.
    Не забывал театр ставить и драматургию нашего земляка М. Горького. Продолжали свою яркую жизнь «Мещане», а в июле 1942 года Н.А. Покровский выпустил поразительный по глубине спектакль «Варвары». На другой год режиссер В.П. Лермин поставил в новой редакции спектакль «Враги». Актерский ансамбль восхищал своей выразительностью, образностью, талантливостью исполнения.
    С первых дней войны взятый деловой ритм жизни театра не менялся все эти годы. Ежедневные репетиции, шефские концерты, спектакли. А ещё часто сводные бригады артистов горьковских театров и филармонии, скомплектованные областным отделом по делам искусств, занимали места в воинских теплушках и отправлялись во фронтовые части. Артисты были желанными гостями на передовой. Они выступали в окопах и блиндажах, полевых лазаретах и командных пунктах, даже в подвале Сталинградского универмага, где сдался в плен фельдмаршал Паулюс. Несколько раз выезжали на фронт в составе сводных бригад артисты драмтеатра Василий Мазенков, Елена Пирогова, Анна Ванд, Виталий Голубев, Борис Степанов, Михаил Жуков и др.
    Интересный эпизод вспоминал Борис Степанов: их концертная бригада выступала недалеко от передовой в окопе, и вдруг начался минометный обстрел. Раздался призыв: «Прикрывай артистов!», и бойцы своими телами загородили актеров. Четырнадцать художественных бригад Горьковского областного отдела по делам искусств дали в период Великой Отечественной войны полторы тысячи концертов в частях действующей армии.
    После московских гастролей в театре состоялась премьера яркого, темпераментного спектакля «Укрощение строптивой» В. Шекспира. Режиссером спектакля считался дипломник ГИТИСа М. Корабельник, которому усиленно помогал Н.А. Покровский. В ролях Петруччио и Катарины блеснули Покровский и Самарина. Большое мастерство этих артистов, прекрасное действие, изумительные по выразительности и накалу диалоги делали этот спектакль одним из лучших в сезоне.
    Интересно была поставлена и пьеса А. Арбузова «Домик на окраине». Автор показывал, как в дни войны испытываются люди, их духовная зрелость и нравственная сила.
    К 40-летию со дня смерти А.П. Чехова была возобновлена «Чайка», поставленная ещё в 1940 году Е.А. Бриллем. Спектакль «оживили» В.А. Соколовский и А.Г. Новиков.
    После короткого отпуска, первого за годы войны, театр открыл четвертый военный сезон спектаклем «Бедность не порок» Этот спектакль стал последней режиссерской работой Н.И. Собольщикова-Самарина, который 12 августа 1944 года отмечал 60-летие своей творческой деятельности..
    Первыми премьерами нового сезона были «Так и будет» К. Симонова и «Двенадцатая ночь» В. Шекспира. В январе 1945 года широко отмечалось 150-летие А.С. Грибоедова. Бессмертную комедию «Горе от ума» поставил Н.А. Покровский, сам же сыгравший в нескольких премьерных спектаклях роль Чацкого. Вскоре он передал роль актеру среднего поколения В.И. Ведерникову.
    В марте 1945 года Покровский приступил к репетициям большого полотна – пьесы А.Н. Толстого «Иван Грозный». В спектакле была занята вся труппа и оба курса театральной студии. Премьера состоялась в середине мая, а до нее был радостный праздник – День Победы. Великая Отечественная победоносно завершилась. Четыре военных сезона театр держался изо всех сил, продолжая сохранять традиции. За эти годы было показано 1867 спектаклей, кроме того, более 700 шефских. Коллектив театра сдал в Фонд обороны страны свыше полумиллиона рублей. 3712 концертов было проведено в госпиталях города. Сводные фронтовые бригады дали 1500 концертов в частях действующей армии. Напряжение было огромное. А вскоре после Дня Победы театр и публика проводили в последний путь незабвенного Н.И. Собольщикова-Самарина, очень хотевшего дожить до этого солнечного дня…
    С полей сражения не вернулись домой 16 человек, навечно числящихся в составе театра на его Памятной доске. Это Константин Блинов, Тихон Галкин, Василий Кулдыркаев, Андрей Константинов, Николай Калганов, Александр Куницын, Яков Поляков, Павел Прохоров, Петр Стародубцев, Василий Токарев, Алексей Утросин, Николай Утросин, Авдей Федяев, Георгий Юменков, Михаил Юменков, Виктор Ямщиков. О каждом из них можно было бы сказать много хороших слов, но в одном очерке невозможно это сделать…
    Первая похоронка пришла в театр в декабре 1941 года. Ее получила жена Константина Блинова Мария Петровна, характерно-бытовая актриса. Константин Александрович Блинов был великолепным мастером парикмахерского цеха. Его умелые руки изготовляли изящные женские парики. Прически всех эпох были ему подвластны. Сколько вкуса было в его «изделиях», и каким тактом он обладал, работая с не очень-то легкой частью труппы. Его легкий, веселый характер и безупречное мастерство обезоруживали самых придирчивых его клиенток. Кроме того, он был великолепный учитель, воспитавший продолжателей своего нелегкого ремесла. Прекрасными мастерами стали его ученица Елизавета Шерман, много лет работавшая в театре, и его младший брат Леонид, проработавший 40 лет парикмахером-гримером в Горьковском театре оперы и балета имени А.С. Пушкина.
    В поделочном цехе театра, где создается оформление спектакля, работали по столярному делу очень старательные умельцы браться Юменковы. У старшего, Георгия, было пятеро детей. Когда началась война, его младшей дочери Нине исполнился всего годик. Все тяготы по воспитанию детей, когда Георгий ушел на фронт, легли на плечи жены Аграфены Яковлевны. Она работала женской костюмершей в театре. И что за прелесть была эта тихая, работящая женщина: успевала и детей обиходить, и актрисам костюмы постирать, почистить, погладить, помочь одеться перед выходом на сцену. За то и уважали, и любили тетю Грушу в театре. Младший брат Михаил погиб первым в 1942 году, а в 1943-м на Воронежском фронте был убит и Георгий Юменков…
    1418 дней Великой Отечественной навсегда остались в исторической летописи театра.

МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ…

    Конечно же, весь характер музыкальной жизни изменился. Поредели ряды музыкантов, из-за чего перестал существовать симфонический оркестр, на несколько месяцев (до 1942 года) было закрыто музыкальное училище. Однако вскоре занятия в училище были возобновлены временно на хозрасчетных условиях. Так же работали и музыкальные школы.
    В музыкальном училище (из числа преподавателей и учащихся) и филармонии были созданы концертные бригады для выступлений как на фронте перед защитниками Родины, так и в тылу, в госпиталях. Фронтовые бригады действовали в течение всей войны.
    С 1942 по 1945 годы при Горьковской филармонии действовал агитационный театр эстрады и миниатюр «Снайпер». Художественным руководителем был А.Н. Любанский, режиссером театра – Ю.М. Даминская, заведующим музыкальной частью и дирижером – В.А. Махлин. Выступления артистов театра затрагивали самые важные темы и повсюду вызывали горячий отклик. Лирические песни в программах «Снайпера» исполняло трио «С», в состав которого входили В. Смолко, С. Семенова и Н. Смирнина. Они пели в сопровождении небольшого инструментального ансамбля под управлением В. Махлина. Он же являлся и автором музыки большей части композиций. Театр активно гастролировал, и сохранилось немало газетных откликов на выступления артистов, в т.ч. в Ульяновске, Казани, Перми. Симпатии тысяч зрителей многих городов подтвердили акт Я. Флиер, Р. Тамаркина, Я. Зак, Ю. Брюшков. Впервые горьковчане услышали Э. Пакуль и Д. Пантофель-Нечецкую, большой успех имели солисты белорусской оперы И. Болотин и А. Арсенко.
    Во время войны в Горьком выступали хорошо известные, полюбившиеся коллективы: Государственный оркестр русских народных инструментов под управлением Н. Осипова и Государственный русский хор СССР, выступавший с А.В. Свешниковым, ансамбли песни и пляски, сформированные из артистов, эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Ростова, западных городов Белосток, Черновицы и многих других. Их выступления проходили и на сцене филармонии, и в районных Домах культуры.
    Заметным событием в культурной жизни города в военные годы стали выступления оркестра Горьковского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина с симфоническими концертами, которые проходили в свободные от спектаклей дни. Главный дирижер театра А.Г. Ерофеев подготовил с музыкантами несколько произведений. Впервые этот коллектив играл на сцене театра, а не в оркестровой яме. В одном из концертов принимал участие московский скрипач М. Фишман.

Подготовила А.А. Медведева

Назад