Старообрядцы на территории Нижегородской епархии

    С момента возникновения раскола пристанищем для раскольников стали обширные леса Низовской земли, и сам Нижний Новгород. Причину этого царь Алексей Михайлович видел в отсутствии здесь собственной архиерейской кафедры. Именно с целью противодействия расколу она и была учреждена здесь в 1672 г.
    Первый митрополит Нижегородский и Алатырский Филарет (1672–1686 гг.), выступал на Соборе против Никиты Пустосвята и др. раскольников, во все продолжение управления епархией деятельно заботился об искоренении раскола, но поскольку не хватало ученого духовенства и сам Филарет был часто в отъезде в столице, раскол процветал. Павел I (1686–1696 гг.) также не преуспел в борьбе с расколом. Трифилий (Инихов) был восприемником Александру Строганову, а Строгановы симпатизировали старообрядчеству. Исаия (1699–1707 гг.) «привержен был к некоторым мнимодревним обычаям и обрядам» сам. Сильвестр (Волынский) (1708–1719 гг.) поставлен был на Нижегородскую кафедру «с условием печься об искоренении раскола, но старался более о построении церквей». В общем, до Питирима обстановка в Нижегородской епархии была для старообрядцев благоприятна. По фольклору – «надежное и уютное прибежище». Керженец – «столица» старообрядчества, сюда писали не только из Москвы, Поморья и Сибири, но и из-за границы. Здесь собирались соборы Керженских старцев, имевшие авторитет для всех старообрядцев. При Питириме (1719–1738 гг.) обращено 26 000 раскольников, но это годы репрессий против старообрядцев как идеологов «старины»: у Питирима было право казнить и лишать имущества крамольников.
    Для обращенных из раскола Питирим учредил монастыри – мужской Кержебельмяшский и женские Бельмяшский (1708 г.) и Рождественский на р. Санахте (еще будучи сам официально строителем Переяславского Никольского монастыря, на деле – агентом Петра I по розыску против раскола). В 1716 г. был обмен вопросами о Православной вере с Керженскими старцами: Питирим направил им 130 вопросов, старообрядцы – 240 вопросов в ответ.
    В 1719 г. в с. Пафнутово Балахнинского уезда было его собеседование с раскольниками, где он официально победил. Возил старца Варсонофия и диакона Александра в Москву представлять царю как обращенных. Труд Питирима «Пращица противу вопросов раскольнических» в 1721 г. был разослан по всем епархиям.
    Официально при Питириме из 367 790 жителей Нижегородской епархии раскольников насчитывалось только 7269 человек, из 94 раскольничьих скитов осталось только 2 – в Оленеве и в Шарпане. Но после смерти Питирима ставленники его – приходские священники – не имели возможности указывать в отчетах старообрядцев, т.к. жить в селах им было бы невозможно. Большинство священников своим прихожанам сами сочувствовали, и писали, что те все ходят в церковь.
    При Екатерине II законодательство Петра I в отношении старообрядцев было пересмотрено (что видно из выписок постановлений о раскольниках).
    Вениамин II (Краснопевков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский (1798–1811 гг.) позволил старообрядцам совершать богослужение в Духовской церкви (1798 г.), бывшей монастырской. А в 1801 г. старообрядцам велено иметь церковь и особых священников, рукоположенных Вениамином, и отправлять богослужение по старопечатным книгам. (Предпринимались попытки обращения старообрядцев в единоверие).
    При Николае I политика в отношении старообрядцев ужесточилась. Афанасий (Протопопов), епископ Нижегородский и Арзамасский (1827–1832 гг.) обратил несколько тысяч раскольников в Православие.
    По данным Нижегородского архива, после закона о свободе совести от 17 октября 1906 г. число старообрядцев резко возросло. В 1910 г. насчитывалось 57632 тыс. душ. (Белокриницкого священства – 17763 души; приемлющих священство от Господствующей церкви – 6 526 душ; Спасова согласия – 15 188 душ; поморцев – 13 611 душ; беспоповцев-самокрестов – 4 519 душ; молокан – 606 душ; штупристов – 147 душ; пашковцев – 16 душ; бытийных самокрестов – 35 душ).
    Официально зарегистрированы в 1910 г. были 85 общин (25 общин Белокриницкого священства, 26 – Спасова согласия; 22 – поморско-брачного согласия; 6 – беспоповцев-самокрестов и 3 общины – приемлющих священство от Господствующей церкви).
    По сведениям, данным полицмейстером г. Н. Новгорода, в 1909 г. в г. Н. Новгороде было три старообрядческие общины:
    1. Поморского законно-брачного согласия, имевшая молитвенный дом на Телячьей улице в доме Шульпина, быв. Хвальковского. 139 человек. Настоятель – П. С. Шульпин.
    2. Белокриницкого священства, имевшая два молитвенного дома: на Ильинке в доме Сироткина и в доме Карповой в фабричной слободе (домовая). В первом доме проживал старообрядческий епископ Иннокентий, в ведение которого входили Нижегородская и Костромская губернии с 55 священниками и 25 общинами. 112 человек в общине. Настоятель – Г. А. Спирин.
    3. Никольская приемлющая священство, переходящее от Господствующей церкви. Имела кладбище, т.н. «Бугровское» за монастырем, близ Марьиной рощи, и на нем 2 храма, кроме этого при доме Бугрова на Нижнем Базаре у Н.А. Бугрова – домовая моленная. 51 человек. Настоятель – Ф. А. Петрин.
    Всего церквей и моленных домов – шесть и одно кладбище с общежитием.
    В доме Сироткина на Ильинке ежегодно бывали съезды (в августе месяце):
    1. Епархиальный старообрядческий, собираемый по распоряжению епископа для обсуждения экономических и просветительско-религиозных вопросов;
    2. Всероссийский, преимущественно из уполномоченных общин, на котором обсуждались экономические вопросы всех старообрядцев. (ЦАНО, Ф. 5. оп. 50, д. 10644, л. 56-57).
    В 1910 г. – «по примеру прошлых лет» – проводились противораскольнические собеседования в одном из храмов Благовещенского монастыря с 1 по 22 августа, в дни Ярмарки, на которую традиционно прибывало множество старообрядцев (ЦАНО, Ф. 1025, оп. 2271, д. 1, л. 214-214 об.).
    Противораскольнические собеседования проводили священники г. Н. Новгорода по особо составленному расписанию. Но были и штатные епархиальные и уездные противораскольнические миссионеры: Г.И. Великанов, В. Костров, П. Г. Савельев (уездный).
    В 1916 г. общин старообрядцев стало 97. Старообрядцы имели 121 молитвенное здание, 1 монастырь белокриницкого священства (из 4-х иноков и 4-х послушников) и при Нижегородской Никольской общине – общежитие монахинь. Общине принадлежали богадельни (Белокриницкой и приемлющих священство) и 5 школ. С 1905 г. старообрядцы имели право обучать своих детей Закону Божию у начетчиков своего толка.

Список старообрядческих общин Нижегородской губернии на 1916 г.

    I. Ардатовский уезд – 2 общины:
        Обе – с. Личадеево, «Спасова согласия»

    II. Арзамасский уезд – 6 общин:
         - с. Чернуха – «Белокриницкой иерархии» – 2 общины
         - с. Собакино – «Белокриницкой иерархии»
         - с. Тумановов – «Спасова согласия»
         - с. Ковакса – «Белокриницкой иерархии»
         - с. Костянка – «Спасова согласия»

    III. Балахнинский уезд – 9 общин:
         - д. Остапово – «Белокриницкой иерархии»
         - с. Сормово – «Белокриницкой иерархии»
         - с. Городец – приемлющие священство от Господствующей церкви переходящее
         - д. Кузьмина – «Белокриницкой иерархии»
         - с. Гнилицы – «Беспоповцев самокрестов»
         - с. Городец – «Белокриницкой иерархии»
         - д. Климстино – «Белокриницкой иерархии»
         - с. Сормово – «Приемлющих священство, переходящее от Господствующей церкви»
         - с. Сормово – «Поморского брачного согласия»

    IV. Васильский уезд – 10 общин:
         - д. Огнево-Майдан – «Белокриницкой иерархии»
         - с. Спасское Майдан – «Белокриницкой иерархии»
         - с. Спасское Майдан – «Поморского согласия»
         - с. Елховка – «Белокриницкой иерархии»
         - с. Новый Усад – 2 общины «Поморского брачного согласия»
         - с. Антоново – «Поморского брачного согласия»
         - д. Турбанка – «Поморского согласия»
         - д. Огнево-Майдан – «Поморского брачного согласия»
         - с. Белавка – «Спасова согласия»
         - с. Чугуново – «Спасова согласия»
    Ф. 61, оп. 316, д. 1006, лл. 15 – 18.

    V. Горбатовский уезд – 17 общин:
         - с. Ворсма – «Спасова согласия»
         - г. Горбатов и его окрестности – «Белокриницкой иерархии»
         - д. Б. Чубалово – «Спасова согласия»
         - д. М. Чубалово – «Спасова согласия»
         - д. Богданова – «Спасова согласия»
         - д. Венец – «Спасова согласия»
         - д. Натальино – «Спасова согласия»
         - с. Мартово – «Белокриницкой иерархии»
         - д. Окулово – «Поморского брачного согласия»
         - д. Степурино – «Спасова согласия»
         - с. Бочиха – «Белокриницкой иерархии»
         - с. Хвощевка – «Спасова согласия»
         - д. Шишова – «Спасова согласия»
         - д. Масленка – «Спасова согласия»
         - д. Рыльково – «Спасова согласия»
         - д. Панино – «Спасова согласия»
         - с. Озерищи – «Спасова согласия»

    VI. Княгининский уезд – 10 общин:
         - с. Картмазовка – «Поморского брачного согласия»
         - с. Бокалды – «Поморского брачного согласия»
         - с. Конышево – «Спасова согласия»
         - с. Богохранимое – «Поморского брачного согласия»
         - с. Б. Мурашкино – «Белокриницкой иерархии»
         - д. Коноплянка – «Безпоповцев самокрестов»
         - с. Ичалки – «Спасова согласия»
         - с. Рождествено – «Поморского брачного согласия»
         - д. Княж-Павлово – «Поморского законно-брачного согласия»
         - с. Кремницкое – «Самокрещенского брачного согласия»

    VII. Лукояновский уезд – 12 общин:
         - с. Б. Маресево – «Белокриницкой иерархии»
         - д. Языковка – «Спасова согласия»
         - с. Кемля – «Спасова согласия»
         - д. Ташкина – «Спасова согласия»
         - с. М. Силино – «Спасова согласия»
         - с. Байково – «Поморского брачного согласия»
         - с. Средние Пичингуши – «Спасова согласия»
         - с. Акаево – «Поморского брачного согласия»
         - с. Оброчное – «Спасова согласия»
         - с. М. Силино – «Белокриницкой иерархии»
         - с. Качкурово – «Спасова согласия»
         - с. Саитовка – «Спасова согласия»

    VIII. Макарьевский уезд – 8 общин:
         - д. Будилиха – «Белокриницкой иерархии»
         - д. Борок – «Поморского брачного согласия»
         - д. Красный Яр – «Белокриницкой иерархии»
         - д. Ачутино – «Поморского брачного согласия»
         - с. Разнежье – «Белокриницкой иерархии»
         - д. Кременки – «Поморского брачного согласия»
         - с. Асташиха – «Белокриницкой иерархии»
         - с. Великомское – «Поморского брачного согласия»

IХ. Нижегородский уезд – 17 общин:
         - с. Сохтанка – «Спасова согласия»
         - д. Шерменево – «Спасова согласия»
         - д. Каменки – «Спасова согласия»
         - д. Гари – «Поморского брачного согласия»
         - д. Гремячка – «Спасова согласия»
         - с. Спирина – «Белокриницкой иерархии»
         - с. Калейниково – «Самокресты»
         - с. Безввозное – «Белокриницкой иерархии»
         - с. Новоликеево – «Спасова согласия»
         - д. Михальчиково – «Поморского брачного согласия»
         - с. Мокрое – «Поморского брачного согласия»
         - д. Водолейка – «Поморцы-самокресты»
          - д. Мокрая – «Спасова согласия»
          - д. Ельня – «Поморского брачного согласия»
          - д. Цедень – «Белокриницкой иерархии»
          - д. Утечина – «Поморского брачного согласия»
          - д. Чачлово – «Поморского брачного согласия»

     Х. Семеновский уезд – 8 общин:
          - д. Елесино – «Белокриницкой иерархии»
          - с. Кошелево – «Белокриницкой иерархии»
          - д. Кондратьево – «Белокриницкой иерархии»
          - д. Якимиха – «Белокриницкой иерархии»
          - д. Наумово – «Поморского брачного согласия»
          - г. Семенов – «Приемлющих священство»
          - д. Понаво – «Белокриницкой иерархии»
          - д. Быстрья – «Белокриницкой иерархии»

     ХII. Сергачский уезд – 5 общин:
          - д. Мокрый Майдан – «Спасова согласия»
          - с. Толбы – «Безпоповцы»
          - с. М. Ключево – «Безпоповцы»
          - с. Смирново – «Спасова согласия»
          - д. Шерстино – «Спасова согласия»

     В 1918 г. «по материальной необеспеченности» миссионеры «в самую трудную для церкви минуту поступили на приходы».
     В 1922 г. был создан Старообрядческий союз.
     В 1929 г. в Н. Новгороде было 6 старообрядческих церквей и 2 молельни:
     1. В 1925 г. бывшая часовня Мало-Пицкого монастыря была передана Никольской общине старообрядцев, и на углу улиц Грибоедова и Полевой появилась старообрядческая церковь (в 1929 г. «по просьбе трудящихся» она тоже была закрыта).
     2. Успенская старообрядческая церковь (1923–1935 гг.).
     3. Бугровский скит на кладбище (был закрыт в 1930 г., Вознесенская церковь была отдана под туберкулезную колонию).
     4. Церковь б. Сироткина на Жуковской улице.
     5. Молитвенный дом на Гоголевской улице Куйбышевского района (закрыт в1938 г.).
     6. Молитвенный дом в Автозаводском районе (ликвидирован в 1938).
     В 1935 г. на 125 старообрядческих обществ и 47 групп края было 65 молитвенных зданий.
     По данным ЦАНО, в 1937–38 гг. были арестованы и расстреляны 60 человек священно- и церковнослужителей – старообрядцев, из 99 человек – служителей культа, зарегистрированных в 1935 г.
     Первая старообрядческая церковь открыта после войны в 1948 г. в д. Большое Непряхино Уренского района белокриницкой иерархии.
     В 1989 г. было зарегистрировано 6 религиозных объединений старообрядцев (3 – белокриницкой иерархии, 1 – беглопоповской, 2 – беспоповской). В 1990 г. числилось 8 старообрядческих общин.

Материал подготовлен
главным библиотекарем по краеведческой работе
А.А. Медведевой



Назад