Ястребов А. Пушкин и пустота. Рождение культуры из духа реальности. – М. : РИПОЛ классик, 2012. – 608 с.
    Книга Андрея Ястребова – интересное чтение. Продравшись сквозь культурологическую терминологию, обнаруживаешь занятные факты. К примеру:
    «В 2008 году вышла книга Марка Бауэрлейна «Бессловесное поколение: как цифровая эра отупляет молодых американцев и подвергает опасности наше будущее (Не доверяйте тем, кому меньше тридцати лет)».
    О чем Марк говорит? Да о том же, о чем мы все. Об эпидемии дефицита навыков коммуникации: каждый шестой ребенок не разговаривает в три года, у 50% первоклассников проблемы в общении, а среднестатистические британские подростки употребляют всего по 800 слов в день.
    В США та же проблема: только половине американских детей от трех до пяти лет родители читают книжки, а каждый седьмой взрослый американец не умеет читать и функционально безграмотен.
    Одной из распространенных печалей нашего века стала дислексия – неспособность быстро и правильно распознавать слова, овладевать навыками чтения и письма».

    Или:
    «Журнал «Профиль» от 29 августа 2011 года в статье под чеховским названием «Скучное дело» сообщает: «Скуку от работы испытывает большинство граждан России. Это выяснил «ДжобЛист.ру.» в ходе недавнего Интернет-опроса. Большинство работников, чтобы развеять офисную скуку, беседуют с коллегами (54%), а 43% перекусывают или погружаются в просторы Интернета. 30% респондентов от скуки убираются на рабочем месте, 28% выходят покурить, 27% читают книги, 26% подтрунивают над коллегами, а 21% работников играет на компьютере. Некоторые опрошенные просто смотрят в окно (17%) или раскачиваются на стуле (14%). По словам опрошенных, на работе им почти нечего делать (52%), а 48% пожаловались на монотонность своих занятий».
    Как вам? Вы нос на стройке морозите, баранку до чертиков в глазах крутите, за прилавком сутки стоите, а офисные сидельцы балду гоняют от скуки за гораздо большие, чем у вас, деньги.
    Но это не самое важное. Оказывается, вы Пушкина не читаете, впрочем, как и они. Но на вас автор, как сейчас говорят, «забил», ему более судьба офисного планктона интересна в плане знакомства оного с творчеством великого поэта. Дескать, они много потеряли. Тут, конечно, и школа виновата (как обычно), и всё литературоведение до кучи (не так интерпретируют), ну и Пушкин не в последнюю очередь (устарел и потребностям времени не отвечает). Казалось бы, да скинь ты его с парохода (лайнера?) современности, да и дело с концом! Да всё что-то не скидывается, вцепился, понимаешь, куда девать? Придется приспособить.
    Не будем прогибаться под Пушкина, пускай прогнется под нас! Как? Да очень просто. Времечко-то какое настало, о Господи! В духе последних его веяний автор предлагает Пушкина приватизировать. В прямом смысле слова. Как в 1991-м, не к ночи будь помянутом, году была приватизирована госсобственность.
    Сделаем из Пушкина национальный бренд! И нечего миндальничать и стыдиться! Облик поэта, факты его биографии, строки – всё надо щедро раздать частным компаниям, и пусть пользуются, лепят куда ни попадя, от галстуков до газовых колонок. Вот когда без Пушкина чихнуть будет негде, народ и узнает, что есть такой национальный поэт и зачитает, зачитает, зачитает до полного одурения: и шофера, и менеджеры по продажам.
    Но вообще-то это мы уже проходили: конфетки, шоколадки, тортики, «Пушкин, Лермонтов, Толстой играли в прятки…». В советское время героев пушкинских произведений даже в фарфоре отливали. Кстати, всегда спросом пользовались. Как до сих пор китайцы не пронюхали? Ведь это же Клондайк!
    Лично у меня есть кружка, декоративная тарелка и магнит с портретами Пушкина в разной интерпретации, чему я очень рада. Купила в Михайловском. Правда, всё это – приложение к любви, а не её источник.
    А брендировать Пушкина – дело нехитрое, как и уровень культуры адресатов. Предлагаю вариант:
    Изделие: цепь, крутая, витая, золотая.
    Картинка на упаковке: Пушкин сидит у ног «нового русского».
    Подпись под картинкой: «Златая цепь на дубе том». А.С.Пушкин
    Особые пометки: для мужчин, только в странах СНГ.

     Признаюсь честно: где-то слышала. Но не видела. Дарю идею г-ну Ястребову.
     Ещё одна авторская идея. Чтобы сделать классические имена популярными у продвинутой молодежи, надо показать, какие они были свои в доску парни-ухари, спортсмены-виртуозы, плейбои-бабники и т.п. в духе времени. Но и этой тенденции уже два века. Пушкин на нее отреагировал вполне однозначно:
     «Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. «Он мал, как мы, он мерзок, как мы!» Врете, подлецы: он и мал, и мерзок – не так, как вы – иначе».
    Неплохо бы, по мнению Ястребова, снять пару молодежных сериалов «по мотивам» пушкинских книг. И кто в них будет играть? Силиконовые куклы с гадючьим взглядом? Разъевшиеся звездуны вроде того, что в интервью выдал: «Я слышал(!), что Шерлок Холмс был наркоманом». Ждём с нетерпением!
    А начиналось всё так вдохновенно, так остроумно. О романтическом герое литературы XIX века – просто блеск. Да и далее удачные пассажи рассыпаны: о состоянии современного ТВ, шоу-бизнеса, литературы. Хозяйке, как говорится, на заметку. Но по мере освоения текста нарастает впечатление, что вся русская литература Ястребову тяжела и неприятна. Вот забугорные авторы – это да! Те скажут так скажут – и пошла россыпь фамилий и ссылок. На одного и сошлюсь:
     «Возможно, завтра книгами будет интересоваться лишь кучка восторженных поклонников, которые отправятся удовлетворять свое пассеистское любопытство в музеи и библиотеки. Но почему бы тогда не вообразить, что в будущем исчезнет в свою очередь и такое прекрасное изобретение, как Интернет. Как исчезли с наших небосклонов дирижабли». (Умберто Эко)
    Ну а ближе к финалу – просто осанна Америке (той самой, где «каждый седьмой взрослый американец не умеет читать и функционально безграмотен» и т.п. см. выше) и нынешнему статус-кво. Мол, перемен не ждите, всё схвачено, за всё заплачено. И как-то забыто, что где-то рядом, а конкретно у нас под боком, ворочается и тяжело дышит Восток, ожидая, когда ползучую экспансию можно будет заменить прямым диктатом. А над нами неспокойное Солнце и проблемный космос. А под нами недра родной планеты. В ЭТОЙ СТРАНЕ, В ЭТОМ МИРЕ, НА ЭТОЙ ПЛАНЕТЕ ВОЗМОЖНО ВСЁ.
    А Пушкин – что Пушкин? Он для черни не писал. Под чернью, кстати, понимая всех, кто лишен тяги к Прекрасному, без различия чинов и званий. В XX веке на волне небывалого культурного пробуждения Пушкин был очень востребован теми, кто из тьмы невежества стремился к свету. Нынче, на гребне обратного процесса, ничего удивительного нет в том, что он забыт. Пушкину от этого ни холодно ни жарко. Как Гомеру, Шекспиру, Диккенсу и прочим. Пушкин останется Пушкиным, а пустота пустотой, сколько бы ни изображала из себя барабан.

В.Н. Тумарь

Назад

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
                              ___    _____   ____  
_ __ _ _ _ __ ___ / _ \ |___ | | _ \
| '__| | | | | | '_ ` _ \ | | | | / / | |_) |
| | | |_| | | | | | | | | |_| | / / | _ <
|_| \__,_| |_| |_| |_| \__\_\ /_/ |_| \_\
Enter the code depicted in ASCII art style.