(в качестве реплики)

    В обществе потребления может быть лишь одна культура – культура потребления. Ее девиз: «Все на продажу!» Мировоззренческий вопрос, ею решаемый, – не «Что делать?» и «Кто виноват?», а: «Чего изволите?» А общество потребления изволит: свободы проявления любых инстинктов индивидуума, новостей от помойного ведра (старческого эротизма и молодежного безделья, порнографии, жестокости, оправдания своего филистерства, нравственного и физического убожества, трусости, хамства) – и получают это от современного художника полной мерой.
    Захар Прилепин побывал на театре военных действий, набрался неприятных впечатлений (не забыв нафотографироваться для биографии) и решил, что всему миру необходимо знать, как солдаты дерутся и матерятся. С тех пор он активно сдабривает матом страницы своих художеств и даже переносит колорит современности в эпоху, ему неведомую по факту позднего рождения. Сцены изощренного издевательства и садизма его особенного привлекают, в изображении подобных феноменов он проявляет изрядное мастерство.
    Какую читательскую аудиторию он планирует приобресть? Сие не тайна великая есть. Думаю, либеральную, ту, что ему книгу заказала, типа «лучшего друга» Дунечки Смирновой и ее муженька Чубайса. Ведь не «по мандату долга» он «Обитель» писал, а скорее по соцзаказу определенной прослойки, которая, сообразив, что начавшийся в обществе «советский ренессанс» пора подмораживать, раскачивает и без того дырявую лодку. Мы имеем здесь четкую иллюстрацию ленинского тезиса о зависимости буржуазного художника «от денежного мешка, от подкупа, от содержания».
    А читающая молодежь Захара Прилепина игнорирует, предпочитая Э.-М. Ремарка. Тот побывал в подлинном аду «западного фронта без перемен» первой мировой войны, и хотя был навсегда этим контужен и потихоньку спивался, в своих романах не употреблял ненормативной лексики даже в самых страшных сценах. Именно Ремарк уже 10 лет – подлинный фаворит молодежного чтения. Хотите знать почему? Перечтите «Трех товарищей».
    Другой номинант Евгений Водолазкин тоже не отстает от потребностей времени. Он неплохо разобрался в том, что есть ныне национальный бренд. Поскольку с самодержавием не очень, остается православие и народность, истинная русскость, которая по Водолазкину ярко проявляется в юродстве и мракобесии. И вот в простых (очень простых, поверьте и проверьте) предложениях он популярно излагает лечебник русского знахаря, откуда мы получаем полезные сведения. Например, как лечить импотенцию: достать каким-либо образом яички лиса, высушить, растереть и употреблять по схеме (и ведь найдутся дураки!). Бедный, бедный Лис! Где ты, Маленький принц? Ау!
    Предполагаемая читательская аудитория? Пожалуйста! Это наша озабоченная духовными поисками интеллигенция, все никак не решившая, какому богу молиться. Это продвинутое священство и его чиновные покровители, а главное – заграница: вот они, русские уроды-юроды косматые, пойми их славянскую душу!
    О Павле Басинском с его «Бегством из рая» что говорить? Искренне, нет ли, он давно рупор православной церкви. А она рада бы приватизировать уже и Льва Толстого, да как-то не лезет Лев Николаевич в заготовленные рамки. Ну и получает по полной программе. Загордился мол, спятил на старости лет. Я лично от его религиозных поисков не в восторге. А все равно люблю его, как говаривал В. Маяковский, «живого, а не мумию». Люблю его бешеную энергию, которой хватало и на семью, и на имение, а главное на страницы, равных которым не знает мировая литература. И за любовь его к народу, простому, посконному, лапотному. Люблю и буду любить, сколько на него не лейте из ваших ведерок.

В.Н. Тумарь

Назад

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
          _   _           ____          _     
_ __ | | | | ___ / ___| ___ | |__
| '_ \ | |_| | / _ \ | | / __| | '_ \
| |_) | | _ | | __/ | |___ | (__ | |_) |
| .__/ |_| |_| \___| \____| \___| |_.__/
|_|
Enter the code depicted in ASCII art style.