«Литературный журнал, издаваемый в крупном городе, – это не только площадка для местных авторов, но, что важнее, новое культурное пространство, органическая (и необходимая!) составляющая великого многовекового русского литературного процесса»

О. Рябов



    Предлагаем вашему вниманию обзор номеров литературно-художественного журнала «Нижний Новгород» за 2015 год.
    Небольшой экскурс в историю журнала.
    В середине 90-х нижегородский предприниматель, писатель, кинематографист Владимир Седов пришел в Союз писателей с инициативой совместно издавать литературно-художественный журнал «Нижний Новгород». Первый номер издания вышел в январе 1997 года. Журнал сразу же стал популярным и в родном городе, и за его пределами. Выходил журнал 5 лет, включая нижегородскую пишущую (и читающую!) публику в живой общероссийский литературный процесс. Увы, в 2002 году мы прочитали последний номер первой версии журнала «Нижний Новгород»…
    В 2014 году по инициативе министра культуры Нижегородской области Сергея Александровича Горина издание журнала было возобновлено. Первый номер вышел в середине июня, презентация состоялась в рамках III Международного бизнес-саммита 10 сентября.
    В создании первого номера приняли участие более 50 авторов из Нижнего Новгорода, Нижегородской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Петрозаводска, Саратова, Вологды, городов Украины, Канады, США. Среди них – кК известные писатели, так и начинающие.
    Структурно журнал разделен на несколько разделов, представляющих различные виды литературно-художественной деятельности – прозу, поэзию, драматургические произведения, публицистику, литературную критику, non-fiction, детскую и юмористическую литературу. Отдельные разделы посвящены вопросам истории, эпистолярным жанрам, обращениям читателей.
    Главный редактор журнала – писатель, библиофил, антиквар и краевед Олег Рябов.
    В 2014 году нижегородцы с удовольствием прочитали 3 номера журнала.
    Нижний Новгород : литературно-художественный журнал. – 2015. – № 1.

    Вы найдете здесь прозу и поэзию, публицистику, критику, философские и культурологические размышления.
    Наверное, знаменательно, что открывается номер повестью муромского писателя Юрия Фанкина «Молитва в бездожие» – автора, хорошо знакомого читателям по старым выпускам журнала «Нижний Новгород». После того, как наш журнал перестал выходить в свет, Ю. Фанкин успел стать лауреатом Международного литературного конкурса им. А. Платонова, областной премии им. С.К. Никитина, был награжден медалью «К 100-летию со дня рождения М.А. Шолохова», написал несколько романов, повестей, сказов и рассказов, из Мурома не переехал.
    Повесть «Молитва в бездожие» – это любовь к русской деревне, пейзажи среднерусской природы (Ю. Фанкин – настоящий певец славы русской природе!) через призму острых социальных проблем, философию бытия.
    Произведение о жизни современной и, как принято теперь говорить, вымирающей деревни которая, тем не менее, живет по своим веками устоявшимся традициям с вкраплениями примет новейшего времени. Образы деревенских жителей и семейной пары дачников – главных героев повести, каждое лето проживающих в этой деревне – выписаны реалистично и ярко, я бы даже сказала – кинематографично, с характерными особенностями речи каждого. Тяжесть физического труда, радость и горечь человеческого общения, душевные муки и просветления… Живые люди, все ещё живая(!) деревня, родная природа, непреходящие ценности и вечное ожидание милости божьей…
    Отдал в «Нижний Новгород» отрывок из книги «Зона затопления» Роман Сенчин, один из самых известных российских писателей (лауреат и финалист премий «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер», «Ясная Поляна»), которого активному читателю представлять не надо. У Р. Сенчина свой яркий стиль, постоянное стремление к художественному изображению острых социальных проблем.
    В новом романе «Зона затопления» жителей вековых сибирских деревень, как всегда, спешно, по решению «сверху» переселяют в город, ибо на этом месте запланировано строительство Богучанской ГЭС. Безусловно, в нашей памяти навсегда сохранится, ставшее классическим, блестяще экранизированное, «Прощание с Матерой» Валентина Распутина. Повторение сюжета на новом витке? Стоит ли читать? Стоит. Повторение темы, не сюжета. И автор посвящает свое произведение В. Распутину. Люди «зоны затопления» – живые, современные, узнаваемые – среди них и потомственные крестьяне, и поколение «ссыльных», их детей и внуков, для которых – это малая родина. Реакция людей, как всегда бывает в жизни, – разная: одни не верят, другие индифферентны, третьи смиряются, четвертые протестуют, бунтуют. И снова, и в XXI веке – два мира, две пропасти: уходящий под воду населенный Остров народной жизни и бездумная, бездушная машина чиновничьего беспредела.
    Олег Рябов, главный редактор журнала, издатель, библиофил, писатель etcet., поместил в номере 2 рассказа от первого лица «Про Василису Васильевну» и «Агдам». Любопытно.
    Как всегда, легкий язык и юмор характерен для рассказов В.И. Седова, идейного и «материального» вдохновителя первых выпусков журнала «Нижний Новгород»: «Я – это он», «Туфелька», «Лунин».
    Известная и любимая нижегородцами Елена Крюкова написала на этот раз нечто странное. Рассказ «Смерть за царя», по моему субъективному мнению, – философский изыск, одетый в обличье «чернушно-бытового» сюжета.
    Большой рассказ или маленькая повесть «Почтальон».
    Удивительную, кажется, что выдуманную, романтическую историю любви, длящуюся более 40 лет по переписке после нескольких дней реальных встреч и свиданий безумно влюбленного молодого человека из провинции и снисходительно позволяющей развиваться этому чувству блестящей молодой, увы, замужней, женщины из С-Петербурга, – поведала нижегородская писательница Наталья Емельянова. Однако это не простая, а очень сложная история, ибо она ведется от имени одинокого старого почтальона, прочитавшего 40 лет назад открытку от Неё к Нему и ставшему третьим в этих отношениях, вскрывавшему все эти году тайную переписку и полюбившему заочно, также возведя её в ранг Богини, аристократку-петербурженку. Драматичная коллизия, непредсказуемый конец. Обратите внимание.
    Фрагмент из исторической повести «Русский выбор» – «Родное пепелище» – представил на суд читателей В.А. Шамшурин. Повествование о периоде княжеских междоусобиц и зарождению в умных головах воинов мысли о назревшей необходимости объединения Руси, без сомнения, привлечет внимание любителей исторической литературы, краеведов.
    Оригинальными короткими рассказами – безусловно, очень сложным жанром – с самыми разнообразными сюжетами «из жизни» порадует, а некоторых, возможно, огорчит нижегородец Олег Макоша.
    Не пролистайте четыре небольших автобиографических рассказа ученого-экономиста, писателя из Ростова-на-Дону Владимира Золотарева, посвященные военному детству в оккупированном Армавире. Всегда интересующая тема. Написано живо и непосредственно, хорошим литературным языком.
    Не очень широко, но, естественно, представлена поэзия произведениями Валентина Устинова, Захара Прилепина, Александра Ковалева, Евгения Овсянникова. Хочется обратить внимание на стихи нашей коллеги, методиста ЦБС Нижегородского района Эльвиры Куклиной. Привлекает внимание строчка, выведенная в заголовок опубликованного небольшого цикла – «Как тоску переплавляют в силу…». Точно найденные слова, так или иначе, отражают смысл практически каждого стихотворения…
    В разделе «Публицистика» помещено исследование Николая Бенедиктова «Освобождение Европы придет из России», в котором хорошо известный нижегородцам политический деятель, философ, писатель рассматривает мировоззрение А.С. Пушкина не через его художественные произведения (что не совсем привычно), а через выдающуюся личность великого поэта и писателя России.
    Те, кто увлекается семиотикой (семиологией) языка, литературы и искусства, с интересом, я думаю, прочтут попытку описать общность культурного кода, кода памяти для всех областей и реализаций культуры нижегородского ученого-филолога Андрея Бочкарева.
    Экзистенциальную реплику «О невозможности Толстого» передал в наш журнал известный писатель, поэт Александр Ильичевский.
    Александр Хорт, писатель-сатирик, знакомый читателям по книгам «Любовь Орлова», «Король и свита. Забавные картинки из жизни Леонида Утесова, его друзей и его Одессы» и др., в настоящее время работающий над биографией выдающегося драматурга Николай Эрдмана, знакомит читателя с главами своей будущей книги. Эта публикация, конечно, привлечет тех, кто любит творчество Н. Эрдмана или является поклонником самого А. Хорта.
    Рубрику «Литпроцесс» представляет нижегородец Александр Котюсов. Ранее пробующий себя в прозе и стихах, в последнее время занялся литературной критикой. В журнале опубликована его статья «Мы уже жили в похожей стране…» о романе Михаила Чижова «Перевод с подстрочника». Что ж – почитайте.
    Любопытен опус Вячеслава Федорова, редактора газеты «Земля нижегородская», «Пираты Волги»: о разбойничьих кладах, схороненных по Волге, Суре, Керженцу, Алатырю, Ветлуге ушкуйниками, шедшими с Великого Новгорода, войсками Ермака Тимофеевича, Степана Разина, а затем и атамана Ганьки, разбойника Галана Григорьева…
    Этим (рубрика «Ретроскоп») и завершается очень наполненный (может, излишне) первый номер журнала «Нижний Новгород» за 2015 год.
    Может, чересчур подробен и мой обзор. Но это первый номер. О втором – более кратко.

    Нижний Новгород : литературно-художественный журнал. – 2015. – № 2.

    Открывается журнал рассказом Сергея Шаргунова которого, если и не читали, то слышали и видели практически все, кто смотрит телевизор и специально или ненароком попадали на разного рода социальные или политические программы. Этот молодой российский писатель (С. Шаргунову 35 лет) давно и широко известен своей активной гражданской позицией.
    Рассказ «Свой» Шаргунова о молодом московском юноше, добровольно поехавшим воевать на Украину, в Донбасс.
    Стоит обратить внимание на прозу известного нижегородского поэта Евгения Эрастова, стихи которого лиричны и глубокомысленны, часто посвящены природе, отношению человека к ней как к творению Бога. Три его рассказа о судьбах людей из различных времен, слоев и полов – сюжеты из истории и современной жизни.
    Однофамилец выдающегося русского писателя, разносторонне одаренный, директор одной из школ Нижнего Новгорода Степан Шмелев порадовал удивительно пронзительным рассказом о больном ребенке и его семье, написанном от первого лица, наполненном ясными и чистыми мыслями, эмоциональным, образным языком.
    Конечно, каждый нижегородец, любящий литературу и искусство, не сможет просто перелистать страницы и не прочитать рассказы известного режиссера нашего ТЮЗа и других российских театров Виктора Симакина. Яркие зарисовки «о жизни» из детства.
    Очень любопытен сюрреалистичный отрывок из романа «Закрытый город» автора, живущего в Германии, Татьяны Дагович. То ли воспоминание из детства, то ли пересказ своего постоянно возвращающегося сна…
    Ольга Рёснес, доктор филологических наук, автор ряда романов, более 10 лет живет в Норвегии… Журнал разместил на своих страницах её большую повесть о жизни и людях современной российской деревни. Глядя из дальнего норвежского далека, писательница пытается вскрыть гнойные раны на безысходной жизни людей, эту деревню населяющих. Пытаясь говорить о защите от глупости, подлости, вранья, которая должна прийти с людьми, не сдающимися и продолжающими искать истину и путь к ней через дом, порядок и чистоту, О. Рёснес добивается обратного результата. Она более ярко выписывает образы мерзких, пакостных, злобных и подлых людей и заливает повествование беспросветной чернотой…
    Во втором номере хорошая поэтическая подборка. Здесь и стихи Ирины Дементьевой, и Егения Чигрина, Владимира Силкина и Елизаветы Емельяновой-Сенчиной, хайку Алексея Таирова и целый венок из «стихов по кругу» поэтов из разных уголков России.
    Надеюсь, что большое моральное и читательское удовлетворение получат все, кто откроет рубрику «Вехи памяти», в которой напечатаны исследования нашего маститого историка литературы, писателя Игоря Золотусского «Перед запретной чертой». Статья о сложнейшей фигуре в русской литературе – К. Симонове: «часовом при эпохе», о его «свободе на привязи», который вне политики был Человеком, а когда дело касалось её – солдатом партии; его стихах и прозе, «правде», «полуправде» и «неправде»…
    Лия Давыденко из Калининграда знакомит нас с «калининградским транзитом» Юрия Кузнецова и о том, какую роль сыграло в его жизни и творчестве присутствие на земле острова Куба в период Карибского кризиса, когда он открыл для себя «русскую тему» и остался верен ей до конца жизни.
    Нижегородский писатель и философ, педагог, политический деятель Николай Бенедиктов рассказывает о богослове, политике и патриоте патриархе Русской православной церкви Сергии (Иване Николаевиче Страгородском) – гордости земли нижегородской.
    Обязательно загляните в «Эпистолярий» – и, я уверена, вам не захочется уйти со страниц этой рубрики. Прочитайте материалы немецкого русиста, переводчика художественной литературы с русского (Чехова, Гоголя, Гончарова, Тургенева) Веры Бишицки, посвященные Ивану Александровичу Гончарову, его путевым письмам к Михаилу и Любови Стасюлевичам (она называет эти письма настоящими сокровищами!).
    Здесь же и вторая часть – «об идеальной тишине», которая была нужна для творчества И.А. Гончарова (опять же основываясь на его письмах).
    Всем, кто интересуется живописью, а также творчеством журналиста, фольклориста и этнографа, профессора Н. Морохина, предлагается его статья о замечательном нижегородском художнике Александре Игнатьевиче Краеве, его огромной любви к родной земле, людям труда, сельским жителям, среднерусской природе и реке Ветлуге. Это главные темы живописных полотен виртуозного мастера. Это то, что так привлекает посетителей персональных выставок художника и заставляет подолгу стоять около его картин в «сборных» выставках, таких как «Большая Волга», «Осенний вернисаж» и т.д.
    10 октября 2015 увидел свет третий номер журнала Нижний Новгород. Как только он появиться в фондах нашей библиотеки, мы предложим вашему вниманию его обзор.

    Нижний Новгород : литературно-художественный журнал. - 2015. - № 3.
    Появился на полке в библиотеке новый журнал «Нижний Новгород», ожидая своих читателей. Он просто не может не обратить на себя внимание уже хотя бы потому, что других толстых журналов мы с вами не увидим некоторое время (вероятно – до стабилизации экономического положения в области). Так что отдельная благодарность тем, кто профинансировал выход журнала (а об этом мы писали, рассказывая о журнале ранее).
    Итак, какой же литературной продукцией наполнен третий номер? Снова журнал насыщен короткими публикациями – рассказами, отрывками из книг, стихами, эссе, публицистическими и литературоведческими статьями.
    Прозу представили главный редактор журнала Олег Рябов (рассказ «Диктатор») и украинский писатель Андрей Илькив ( рассказ «Автобус, или Назови мне имя свое»); литератор из Иванова Алексей Агапов (рассказ, исследующий анатомию извращенного самосознания «Чистое искусство») и нижегородец Вадим Демидов (любопытные и, как требует жанр, иносказательные «Сказки про животных»); кировчанка Елена Наумова (рассказ, заставляющий содрогнуться не только сердцем, но и всем телом, стряхивая с себя кошмар прочитанного – «Счастливая Евдокия») и писатель из Новокузнецка Сергей Учаев (психологические с ярко выведенными образами героев рассказы «Встреча», «Я погиб, и не знаю…»; журналист и писатель из Башкирии Анна Ерошина (нестандартно описанный эпизод из жизни молодой женщины, готовящейся произвести на свет нового человека, в рассказе «Перевернутый мир») и харьковский поэт и прозаик Александр Крамер (рассказ-сон «Голос» и исторический «всплеск?» – «Шут»).
    Наверное, не без влияния выдающегося творения Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича» написала известная нижегородская писательница Елена Николаевна Крюкова свое новое произведение. Назвав даже рассказ по тому же отчеству, что и у своего великого предшественника «Ильич», Е. Крюкова повествует о процессе медленного умирания в холодной больнице одинокого больного человека, который больше всего на свете боялся умереть. «В палату втекала ночь, и Илья Ильич видел ночь насквозь, как черный аквариум. Внутри ночи светилось и шевелилось. Ночь была живая, а он умирал. «Несправедливо… нельзя так…».
    Рекомендую почитать удивительно мудрый и добрый рассказ совсем молодой (всего 28!) писательницы из Елабуги Марии Шакировой «Старый чинар». Это почти притча о человеческой жизни, прожитой рядом с тысячелетним деревом, соки которого подпитывали и делали чище и лучше душу у нескольких поколений семьи главного героя… И – «Услышанная» – пронзительный рассказ о предназначении человека, о Таланте, его применении и о том, что может возвысить и развить его, а что загубить…
    Поместили отрывки из своих будущих книг нижегородцы В.Ф. Карпенко( «Битва на Ворскле»: глава из исторического романа «Яр, ордынский князь») и А.Н. Котюсов («Гнездовье бакланов, или У каждого свое Саргассово море»).
    Гарантирую, что если вы любите литературу, то не пропустите литературоведческие и публицистические исследования в этом номере:
    – «Есенин и Шолохов. Восход и закат» Игоря Золотусского. Обращает на себя внимание объединение фамилий в лекции маститого историка литературы, писателя, филолога (статья написана по материалам публичной лекции), это действительно не случайно и делает чтение особенно увлекательным. Признанный классик российской словесности, Игорь Петрович Золотуский, делает акцент на трагической судьбе двух выдающихся представителей русской литературы. Безоговорочно любящий, высоко ценящий Сергея Есенина и сложно относящийся к творчеству Михаила Шолохова, считая главным и великим произведением, принадлежащим к русской классической традиции, только «Тихий Дон», Золотусский погружает читателя в стихию народной жизни России начала XX века, отраженную их талантливым пером.
    Автор воспринимает поэзию Есенина «как восход чистых русских красок, чистого русского размера, чистого языка, чистых образов, чистой любви и необыкновенной нежности, абсолютно противоречащей эпохе». Трагична история его короткой жизни, его огромной любви и постоянной боли за своё Отечество, за свой крестьянский народ, который он воспевал. Трагична и его болезненная тяга к новому, которого он даже не мог осознать, а тянулся к нему, ломался и не сломался. Великий русский поэт Сергей Есенин всегда был свободным человеком, он жил и умер таким – делает вывод ученый.
    А начавший писать свою гениальную книгу в 1925 году – году ухода Есенина – Михаил Шолохов отразил уже другое Время. Это книга о трагедии русского народа, расколовшегося в годы революции и гражданской войны, когда «брат пошел на брата, отец на сына, сын – на отца…». И эту трагедию Шолохов поднял на огромную высоту. Лауреат Нобелевской и целого сонма других Премий прожил трагическую жизнь, отражающую сложнейшую эпоху в истории России: с одной стороны – мировая слава, с другой – несвобода. Первого писателя советской страны заставили делать то, что он не хотел, его сломали – считает Золотусский. Его жизнь погибла, в конце концов, ещё до смерти… «Язык Шолохова увял. Выцвел и умер. А это было самое сильное его оружие, его прекрасный язык». Закат? Это Золотусский пишет о романе «Они сражались за Родину». «Что могло изменить то, что дал Бог? … Это трагедия не одного его, а, можно сказать, нас всех. Да не осудим мы его!».
    Два имени, две судьбы… Об одном из них автор публикации восторженно писал не один раз, о другом – высказался впервые.
    – Захар Прилепин. Крымский сплин, или Песня о русских ратниках. Крестик, нолик, Вознесенский: о книге Игоря Вирабова «Андрей Вознесенский. Я памятник ему открыл нерукотворный…: о книге Вл. Бондаренко «Иосиф Бродский».
    Широко известный современный нижегородский писатель с первых шагов своего литературного творчества пишет не только художественную прозу и стихотворения, но и замечательные публицистические произведения, печатает рецензии на книги и литературоведческие статьи. В журнале помещены три работы Захара Прилепина. Одна из них статья-размышление о нас и нашей стране на фоне Крымских событий и на примере «трезвого понимания некоторых особенностей национального характера» не очень любящего патриотические жанры русского поэта Петра Вяземского(!). Любопытный ракурс? Думаю – да.
    Вторая – о книге И. Вирабова «Андрей Вознесенский», которую Прилепин называет «почти бесконечным, талантливым, рассыпчатым, вдохновенным монологом» и, открывая для себя много интересного об одном из самых известных поэтов советского времени, вслед за Вирабовым призывает (если только можно так выражаться касательно современных писателей) читать Андрея Вознесенского.
    И завершает цикл статья ещё об одной книге, принадлежащей перу известного литературоведа Вл. Бондаренко, о поэте, тоже очень известном в мире – Иосифе Бродском. Называя книгу Бондаренко «отличной работой», Захар Прилепин так же признается в любви к И.А. Бродскому, раннему (российскому) и позднему (вселенскому), и даже в «его нарочитой бесконечности» видит «свою неизъяснимую прелесть».
    Что нельзя сказать о другом авторе рецензии на ту же книгу
    – «Опыт борьбы с удушьем» Александра Боброва. По достоинству оценив книгу Вл. Бондаренко, автор, так же имеющий в своем литературном арсенале труд об И. Бродском, очень неоднозначно относится и к личности поэта, и его творчеству. Не видя «величия за тяжелыми, смутными строками» стихов Бродского, А. Бобров называет эссе поэта – блестящими…
    – Ирина Киселева. Пахнет Родиной и Розой. Прекрасная статья, написанная к 40-летию со дня смерти Ариадны Эфрон, дочери Марины Цветаевой. А. Эфрон – талантливая дочь великого русского поэта, – одна из лучших представителей эпистолярного жанра в России (её воспоминания о матери – просто ожерелье драгоценных камней!), блестящая переводчица, писательница и поэт, стихи которой не печатались при жизни. С любовью и поклонением написанная работа И. Киселевой, просто заставляет перечитать или познакомиться со всем творческим наследием Ариадны Сергеевны, безусловно недооцененным в нашей стране.
    – «Загадки «Повестей Белкина» Николая Фортунатова. Николай Михайлович продолжает возвращать миру чудо Болдинской осени А.С. Пушкина. Скрупулёзно исследуя и талантливо подавая читателям открывающиеся ему в ходе исследований загадки пушкинского Гения, известный нижегородский ученый-филолог рассказывает на этот раз о «Повестях Белкина».
     «Вскрывая» творческий процесс великого писателя в его самый плодотворный период, Н.М. Фортунатов не оставляет читателю выбора: надо срочно перечитать эти 5 маленьких шедевров, объединенных в одну книгу, и заново понять замысел, художественные особенности и философию того самого «покойного Белкина, Ивана Петровича»…
    – Роман Сенчин. Реализм как искусство. Один из самых известных современных российских писателей пишет хвалебную рецензию на книгу нижегородской писательницы Анны Андроновой «Хирургический день». Удивляясь тому, что имя писательницы, врача по профессии, Анны Андроновой не на слуху у широкого круга читателей и обходится стороной критиками, писатель Роман Сенчин решает заполнить эту брешь и обратить-таки внимание на её творчество! Спасибо Роману Валерьевичу за это, а также за то, что высоко отозвался в целом о современном литературном Нижнем, который, по его словам, переживает расцвет(!). А о писательском мастерстве А. Андроновой (если не читали – прочтите её более ранние повести "Симптомы счастья" и "Побудь здесь еще немного") Роман Сенчин пишет, что это дар писать повести так, что они становятся искусством. Он предлагает проверить это! Давайте же прочитаем «Хирургический день».
    И, конечно, читайте третий номер журнала «Нижний Новгород». Здесь есть ещё много чего интересного.




    Нижний Новгород : литературно-художественный журнал : № 4. - 2015.
    Открывается журнал рубрикой «Внутри эпохи», в которой помещена солидная работа Захара Прилепина «Во тьме шагаю напрямик…». О Борисе Корнилове.
    Писатель Захар Прилепин в своей литературной биографии имеет серьезный список произведений и широко известен читающей публике России. Каждое его новое творение, художественное или публицистическое, стихотворение или литературоведческая статья, мы открываем с ожиданием интересного чтения.
    На этот раз – тем более, ибо трагическая биография и творчество нижегородца Бориса Корнилова, прожившего короткую человеческую и литературную жизнь, изучена мало. (Правда, уже вышла прилепинская книга «Непохожие поэты…», куда помимо большого материала о Б. Корнилове, писатель включил также исследования о талантливых отечественных поэтах – А. Мариенгофе и В. Луговском, о которых любители российской словесности знают, может, совсем на капельку больше : Прилепин З. Непохожие поэты.Трагедии и судьбы большевистской эпохи: Анитолий Мариенгоф, Борис Корнилов, Владимир Луговской [Текст] / З. Прилепин ; ред. Л.С. Калюжная. - М. : Молодая гвардия, 2015. - 373 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып.1564). - Библиогр.: с. 369-371.)
    Основательный Захар Прилепин, исследовав, изучив переписку, дневники, воспоминания самого Б. Корнилова, его близких и друзей, а также современников, пересекавшихся с ним в жизни, выдает нам интересный живой образ литературно не очень образованного, но очень талантливого и самобытного поэта. С уважением и бережностью описана жизнь родителей Бориса Петровича – сельских учителей, бытописуется семеновская сторона нижегородчины, крестьянская жизнь «ложкарей», которая могла быть уготована и отцу будущего известного поэта России, да и самому Борису, не повернись жизнь чуть-чуть в другую сторону.
    Подробно и откровенно описана первая «семеновская» любовь и последующая «петербуржская», а также начало неудачной семейной жизни Б. Корнилова и О. Берггольц (на мой взгляд, с излишними личными подробностями дневников Ольги Федоровны).
    Жизнь и творчество Бориса Корнилова Захар Прилепин не отрывает от эпохи, а, наоборот, делает её ближе современному читателю, понятнее. В литературном же контексте работа З. Прилепина выполняет серьезную просветительскую функцию. Очень хочется, чтобы писатель продолжал свое исследование о поэте «внутри эпохи», благодарные читатели обязательно найдутся и оценят.
    Проза в журнале представлена :
- рассказом Георгия Панкратова «Чувство рохли», любопытного уже тем, что в герои литературного произведения выведены представители не такой уж и малой части населения современной России – грузчики, комплектовщики, кладовщики, консультанты, продавцы, кассиры и т.д. крупных сетевых торговых центров. Разные характеры, разные судьбы (конечно, вскользь описанные в рамках рассказа), объединенные одним местом работы и одним длинным рабочим днем, предстают перед читателями.
    Кстати, «рохля» - это не медлительный, нерасторопный человек, коего так «кличут» в разговорной речи. Так зовется что-то типа гидравлической тележки, без которой работа грузчиков в супермаркетах была бы невозможна. А прозвище свое она получила по названию производящей фирмы «ROCLA». Но смысл названия, прочитав рассказ, каждый может понять и нафантазировать по-своему.

     - В очередной раз в журнале - медицинская тема. И опять очень неплохо раскрыта на этот раз пишущим медицинским психологом москвичкой Еленой Тулушевой. Рассказ
«Чудес хочется» очень интересен с психологической точки зрения, написан хорошим языком.
    - Прозаик и драматург (его пьесы ставятся в европейских театрах) Фарид Нагим передал в журнал рассказ «Встреча в октябре». Ялта, горы, море… и масса чувств, вплоть до галлюцинаций, которые они рождают…
    - Очень человечный рассказик написал молодой нижегородец Иван Катков. Найдите 2 минуты. Рассказ называется «Другой». Написал он и ещё один маленький рассказ, пафосно (вероятно, в ироничном смысле) назвав его «Жрецы смерти» - о «копальщиках» могил: двоих не очень пьющих мужиках, нашедших себе постоянный заработок при отсутствии какой-либо работы в сегодняшних деревнях со стареющим с каждым годом малочисленным населением…
    - Прелестен маленький рассказ Марины Степановой, живущей в Лондоне, - «Новая жизнь».
    - Знаете литературу и любите интеллектуальное чтение? Вашему вниманию – Виктор Соснора в рубрике «Современные классики». Интересные темы подборки: история, литература, психология. Очень интеллектуально. Протестируйте себя, проведите параллели.
    - Современная жизнь на современной войне – пьеса Егора Черлака «Период дожития».
Как попадает человек не из Армии на войну, его мысли, страхи и бесстрашие, юмор, воспоминания и сны, безрассудство, рассудительность и глупость – в пьесе есть все. Даже стихи. Почитайте, если Вы умеете читать драматургию.
    Как всегда, приятно встретить на страницах журнала работу писателя-краеведа. Валерия Белоногова, хорошо знакомая нижегородским читателям по многим произведениям («Выбранные места из мифов о Пушкине, «Болдинский ключ», «Что вам нужно в этом Нижнем?..» : Город в зеркале литературы и др.), поместила в журнале исследование «Горишь ли ты, лампада наша?..» : «Зеленая лампа». Пушкин. Улыбышев. Легендарному литературному кружку исполняется 195 лет. Не было ученика в советской школе, кто бы не знал о его существовании, многие могли назвать его участников, ну, а то, что этот кружок посещал А.С. Пушкин и читал там свои творения, знали точно все.
    Касаясь, естественно, и Александра Сергеевича и А.А. Дельвига, и Д.Н. Баркова, и Якова Толстого, Валерия Юрьевна основное внимание уделяет Александру Улыбышеву. Знатокам и любителям краеведения в нашей области хорошо знакомо имя А. Улыбышева, нижегородского помещика, жившего в эпоху Пушкина, одного из участников кружка «Зеленая лампа», известного музыкального критика.
    Валерия Белоногова открывает читателю знаменитого нижегородца как яркого и смелого автора политической публицистики, делая это профессионально аналитически, увлекательно, прекрасным литературным языком.
    И ещё один краевед и постоянный автор журнала «Нижний Новгород», исследователь фольклора и этнографии нижегородского Поволжья, Николай Морохин, печатает публицистическое творение – «Хакуна Матата». Это такой увлекательный рассказ о современном Поветлужье и селе Владимирском с его легендарным озером Светлояр, о все улучшающихся условиях для развития туризма, что он даст фору любому путеводителю с его яркими картинками и целым отрядом составителей. Человек, который хоть сто раз ходил по Ветлуге и ездил около, но не был там какое-то достаточно длительное время, мне кажется, обязательно запланирует поездку по этим уникальным местам, чтобы побывать в, не имеющем пока аналогов в Нижегородской области, природном парке «Воскресенское Поветлужье». Сюда входит и единственный на нижегородчине природный памятник федерального значения – озеро Светлояр, которое уже третий век привлекает паломников и просто любознательных людей, где проводят встречи-семинары ученые и писатели; деревня Русениха с «Музеем эпох» (это реально интересно!), который располагается как раз посередине древней (конечно, стертой с поверхности земли, но явно видной), существовавшей больше тысячелетия назад крепости. А предполагали ли вы, что в те далекие-предалекие времена здесь жили марийцы? Специалисты из Марийского НИИ языка, истории и литературы давно проложили сюда свои исследовательские тропы и каждый раз совершают все новые открытия и находки… В 2013 году прошли раскопки Русенихинского могильника. Новые вопросы, новый материал для исследований. И не забыть про Троицкое! Здесь один из самых старых на нижегородской земле деревянных храмов. И в этом же селе и соседнем Благовещенском (а какие названия!) начал работу конезавод «Серая лошадь», породистые лошади которого привозят призы с международных конкурсов, развиты конные туристические маршруты и организована чудесная база отдыха. Обо всем этом поведал Николай Владимирович в своем очерке. Очень полезное, приятное и, безусловно, просветительское чтение!
    Рубрика «Литпроцесс», поместившая статью Елены Сафроновой «Нестоличная история» об ушедшем и неизвестном поэте (журналисте и критике) из Рязани Владимире Доронине, может развиться в интересную дискуссию, начало которой уже положено поэтом и критиком из Новокузнецка Сергеем Морозовым. Е. Сафронова, помещая в своей публикации стихи поэта из посмертной книги, называет его творчество интеллектуальным, полным культурных аллюзий и только неизвестными жизненными обстоятельствами автора и «слепотой» литературного сообщества объясняет отсутствие книг, изданных этим автором при жизни. С. Морозов призывает не смешивать моральный долг памяти (нечто, представляющее интерес для узкого круга близких людей) с пропущенными широкой публикой неведомыми эстетическими высотами. Он пишет о том, что неизвестный – не значит гениальный, и «отчего-то таких гениев у нас последнее время как грибов. Неужели ходили мимо талантов, и никто не обратил внимание?». И далее Сергей Морозов ещё дает тему для дискуссии, правда, возникающую довольно часто, о «провинции» и «провинциальности» и огромной разнице между этими понятиями.
    Поэт и литературный критик нижегородка Евгения Риц написала глубокие доброжелательные рецензии на сборники поэтов-земляков, творчество которых она, объединяя – противопоставляет: пишущих в более традиционной манере Владимира Безденежных («Верхняя часть») и Дмитрия Ларионова («Словоловие»); и поставангардистов Евгения Стрелкова («Молекулы») и Виктора Лисина («Теплее почвы»), конечно, учитывая размытость этих стилей в современной поэзии. Интересен выбор поэтических книг, вышедших в Нижнем Новгороде в 2013-2015гг., интересны поэты, их создавшие, интересна автор рецензий.
    Поэзия традиционно представлена в журнале широко и вольно. Читатель найдет здесь стихи Елены Крюковой и Марины Кулаковой, Андрея Дмитриева и Сергея Шилкина, и многоопытного Николая Алешкова с Камы и молодого Дмитрия Бобылева из С-Петербурга. Фрагменты поэтической трилогии «Поручик Смагин» передал в журнал Юрий Арбеков (Пенза), назвав отрывок из будущей книги «Русский пилигрим». Два, заражающих жизнью стихотворения только что ушедшего замечательного поэта Валентина Устинова, передал в журнал с предисловием «Великая грусть» Александр Бобров.
    Найдете в журнале и переводы, и, как всегда, «Стихи по кругу». Главное – читайте.

Материал подготовила
Гл. библиограф Л.И. Шелдагаева

    Сайт журнала http://jurnalnn.ru/ . Теперь у журнала появилась и своя группа в социальной сети Вконтакте: vk.com/jurnalnn.