Нижний Новгород : литературно-художественный журнал. - 2019. - № 2.

Предлагаем вашему вниманию обзор второго номера журнала «Нижний Новгород».

     Опубликовано окончание повести Андрея Иудина «Свет знобящий». Те же имена: «здешние» и «нездешние», старые персонажи и новые, истории попадания в «другой» мир и сюжеты из реальной жизни…Любопытна история с Инной, отправившейся на дно Светлояра, чтобы «на том свете» встретиться со своим утонувшем в океане во время подводной охоты возлюбленным.… По преданиям на Святом озере не тонут, но именно здесь ей удалось преодолеть барьер земного притяжения, а в других местах все ее попытки в самых различных водоемах, вплоть до обычной ванны, нырнуть, чтоб не вынырнуть, заканчивались ничем.…Но и оказавшись в месте, где происходит действие с остальными героями, она снова ищет воду, чтобы погрузиться еще глубже и, возможно, все же достигнуть цели – встретиться со своим любимым. Именно Инна объясняет Рыжему, что данное место – как бы перепутье для тех, кто вроде бы отказался от земной жизни, но еще не готов поселиться в том, «другом» мире. Всем, кто любит жанр фэнтези и с удовольствием погружается в своих грезах, снах в вымышленный мир, очень похожий на реальный, – простор для приятного чтения.
     Раздел «прозы» продолжает рассказ Антона Халецкого «Флористка». Незатейливый сюжет о девушке из провинции (волею авторской фантазии - из нашего Семенова), закончившей бакалавриат НГОСУ по специальности «ландшафтная архитектура» и приехавшей покорять Москву. Она, как и большинство ее подружек, мечтала только здесь, в столице, поднабравшись опыта, лет в 25 открыть собственную фирму и т.д. Но вот который год работает в цветочном магазине, пашет от зари до заката, особенно в предпраздничные дни, размышляет о жизни, обобщая свои мысли в некую житейскую философию о том, что все же она дарит радость людям, и, конечно, мечтает встретить своего Принца… Явное проникновение автора в женскую психологию (пишется-то от первого лица) и налицо реальность истории. Интересны и любопытны наблюдения девушки за людьми, покупающими цветы и различные мелочи для интерьера, ждущими совета флориста или совершенно не воспринимающие ее рекомендации. Несколькими штрихами автор дает яркие характеристики эпизодическим персонажам.
    Софья Александрова, работающая в компьютерной фирме, давно уже пробует перо и публикуется в журналах и альманахах. «Нижний Новгород» поместил три рассказа С. Александровой: Мама ушла. Поэтша. Восьмерка. Короткие, наполненные смыслом и чувствами, произведения.
     Автор более 20 книг Александр Хорт передал в журнал так же три рассказа:
     «Истребитель камер». Оригинальный сюжет из жизни районного городка, бюджетообразующим предприятием которого был асфальтовый завод, а его директора, самодура, наглеца и лжеца Креветкина, терпеть не могли рабочие. Оригинальность и даже необычность сюжета заключается в том, что переехавшего из городка, к всеобщей радости, директора повысили в должности… Имея корыстную цель получить от этого «события» хоть какие-то преференции для своего населенного пункта, власти решили увековечить его имя в названии улицы, на которой стоит завод. Неожиданно невиданную позицию заняли рабочие, у которых удивительно дружно проснулась социальную активность и они сделали все, чтобы ненавистное им имя не появилось в такого рода достойной оценке и памяти. Как они это делали – это и комично, и драматично, и просто находчиво! Найдите время, почитайте.
     «Гадкая лодка». Опять тот же городок и, расположенная напротив него и разделенная старым мостом, деревня. Но на этот раз скучное и бедное существование жителей этого места просто взорвалась из ряда вон выходящим событием. Дело было так. После обрушения сгнившего моста наиболее находчивые мужчины стали изобретать чудеса предпринимательства, вытащив из своих сараев лодчонки и за небольшую плату перевозя своих земляков, оторванных от «цивилизованного мира», в город и обратно за разными надобностям. А в это время один из жителей села, не имевший, но мечтающий всю жизнь приобрести свою лодку, съездил по горящей путевке в Венецию и, увидев там гондолы, влюбился в это сооружение и решил во что бы то ни стало построить такую диковинную лодку у себя в деревне. Что же произошло в результате? А вот почитайте!
     «Нос. Приквел». Большинство читающего народа хорошо помнят фантастическую историю, описанную Н.В. Гоголем, о самостоятельных странствиях носа майора Ковалева. И мало кто задумывался, почему вообще тот нос оказался у цирюльника Ивана Яковлевича? Интересовала сама история одушевленного Носа и его приключения. А ведь в Петербурге вправду было заведено реальное уголовное дело «о человеческом носе в кармане» после того, как квартальный надзиратель, который приставал к цирюльнику с расспросами, почему тот так долго стоял на мосту, а цирюльник молчал «как рыба об лед», потащил его в участок… Открылись полицейские архивы и туман над этой историей начинает рассеиваться. И вот Александр Хорт предлагает свой приквел этой истории.
     Рассказ о любви в письмах помесила на страницах журнала Светлана Филатова, назвав его «Снег в апреле». Изложенная романтическая история обязательно должна найти своего читателя.
     Тема ожидания своего конца приговоренного к смерти – не нова и уже неоднократно была описана в литературе, снята в кинематографе (чаще всего – после диагностики СПИДа). Поведение человека накануне неминуемого ухода, его отношение к близким и просто окружающим людям, воспоминания о прожитой жизни и самых ярких ее моментах, свою вину или невыполненный долг, неосуществленные желания и мечты и т.д., и т.п. Есть очень сильные произведения, ибо тема действительно стоит художественного воплощения.
     В нашем случае у героя рассказа Георгия Панкратова «Тот самый момент» - укус клеща, энцефалит - и через три дня… после возможного легкого озноба…(как сказал доктор, разведя молча руками). Артур «не был героем, ему было страшно. И еще не отпускало странное ощущение: если вот так умереть, как говорит врач, через три дня, - глупо, то зачем была вся жизнь? Для чего? Ведь жизнь должна иметь объяснение, а он не дожил еще до объяснения! Так разве же он может умереть?» Безусловно, та еще тема! Конечно, стоит прочитать.
     Второй рассказ Панкратова «Горизонтальный лифт» посвящен встрече бывших возлюбленных через много лет. У каждого своя жизнь, семья, отношения – есть ли смысл в таких встречах, оправдываются ли вдруг возникшие ожидания чего-то откровенного, красивого, яркого? И вообще – надо ли встречаться со своим прошлым?..
     Молодой писатель из Брянска Дмитрий Лагутин, все еще работающий юристом, пишет хорошие рассказы. Трогательные, умные, заставляющие думать. Журнал предлагает нашему вниманию его рассказ «Дураки».
     Если вам нравится жанр иносказаний, облеченных в форму современной жизни, с элементами фэнтези и реалити – значит рассказы Александра Юдина для вас.
     Рубрика «Литпроцесс» порадовала очень хорошим исследовательским материалом профессора Николая Михайловича Фортунатова «Рекурсия как физика мысли Олега Рябова». Творчество О.А. Рябова, главного редактора журнала «Нижний Новгород», пишущего в своих художественных произведениях о прошлом, настоящем и будущем, говоря при этом о вечном, интересно и востребовано. Его публицистические очерки, эссе, в которых он щедро делится со своими читателями воспоминаниями о встречах со знаменитыми современниками, - просто захватывают. Практически в каждой своей книге писатель побуждает нижегородцев к изучению своего любимого города, заставляет обращаться к краеведческой литературе. Это все привлекает читателей, прежде всего потому что любой текст Олега Алексеевича Рябова является частью его самого, проживается и переживается им лично. Именно это, обозначив как рекурсию, доступно и просто излагает в своей статье доктор филологических наук.
     Интересный анализ произведений А.П. Чехова с проекцией на биографию писателя провела София Иванова в статье «Совпадение или прозрение? Загадки чеховских сюжетов». Если вы любите творчество Чехова, интересуетесь его жизнью, вам, безусловно, будет это любопытно.
     В обстоятельства жизни на нижегородской земле периода Первой мировой войны, революции и начала гражданской погружает читателя Николай Бенедиктов в материале «По обстоятельствам военного времени…». Статья являет собой отклик на одноименный сборник документов в двух томах, подготовленный и опубликованный комитетом по делам архивов Нижегородской области в 2018 году. Автор называет данную публикацию событием не только для Нижегородского края, но и для России в целом, т.к. период 1914-1918 гг. – судьбоносное время, определившее «путь нашего народа в прошлом веке и продолжающего определять сейчас».
     В массовом сознании стереотипы образов складываются на удивление примитивно и быстро. Достаточно пары-тройки статей в читаемой прессе, передачи на популярном телеканале и вот складывается в массовом представлении наших современников образы нижегородских купцов-благотворителей Д.В.Сироткина, Н.А. Бугрова, князя Грузинского и др. как выдающихся деятелей на благо города и края, увековечивается память о них: ставятся памятники, мемориальные доски и т.д. Н.А. Бенедиктов развенчивает сложившийся в последние годы поверхностный стереотип и рассказывает о задокументированных фактах преступной деятельности, воровстве, взяточничестве, махинациях вышеназванных лиц. В частности, он приводит известные факты хищничества на военных поставках и нуждах военного времени тогдашнего городского головы Д.В. Сироткина, нажившего свое огромное состояние буквально из «ничего».
     Однако, все же нам кажется, что неблагодарное это дело: видеть в человеке либо одно белое и возвеличивать его, либо одно черное и вычеркнуть его из памяти потомков…
     Вспомним выдающийся надгробный памятник Н.С. Хрущеву работы Эрнста Неизвестного. Хрущёв один из самых ярких и противоречивых исторических деятелей советской эпохи, положивший начало частичной либерализации общества – так называемой хрущевской «оттепели»- но, как часто бывает в истории, он же и положил ей конец. В памятнике использованы два вида природного камня – белый мрамор и черный гранит. Белая мраморная глыба как бы врезается в глыбу черного гранита своими геометрическими гранями, образуя в центре этой композиции нишу для портрета. Художественная метафора скульптора проста, выразительна и в высшей степени приложима к личности Хрущёва: единство и борьба противоположностей, противоборство добра и зла, живого и мёртвого, света и тьмы…
     Нельзя же не отметить, что, будучи избранным городской головой именно в это непростое время, Д.В. Сироткин, например, отказался от жалованья; при его правлении началось строительство городской канализации, выкуплено в городскую собственность электрическое (в том числе и трамвайное) хозяйство; он же сыграл определенную роль в открытии в Нижнем Новгороде Народного университета, на свои деньги построил храм, содержал церковный хор и т.д. И эти факты также основываются на документах…
     Вывод после прочтения статьи: историю необходимо изучать, и не поверхностно, прочитав хорошо изложенную статью с яркими примерами, которая запоминается с первого раза, а все же на документах, так как это делает Н.А. Бенедиктов, представляя нам сборник архивных документов, многие из которых публикуются впервые. И это, как говаривали в любимом фильме многих поколений, - «информация к размышлению»…
     Л. Калинина, известная нижегородская поэтесса, знакомит читателей журнала со страницами жизни Бориса Корнилова. И, несмотря на то, что за последние годы личности нашего выдающегося земляка посвящена не одна публикация, что очень отрадно, материал Людмилы Федоровны «Все мои приятели», безусловно, привлечет внимание читателей интересными фактами, связанными с жизнью поэта в Семенове, его родственными связями, отдельными событиями в биографии поэта.
     Известному нижегородскому писателю, поэту и публицисту, краеведу и общественному деятелю Валерию Анатольевичу Шамшурину исполнилось 80 лет. Поздравляя человека, «сверяющему себя по времени», редакция журнала поместила большую подборку стихов разных лет от книжечки «Ливни» 1968 года до книги «На свирепом ветру устоять» 2004 года.
     Благодарную статью по биографии великого русского (так и тянет написать – народного!) баснописца И.А. Крылова написал нижегородский поэт Николай Симонов.
     «Почел себя обязанным откликнуться на памятную дату» и Вильям Перов, литературовед, критик и филолог, написав оригинальное исследование «Параллели в творчестве Вильяма Шекспира и Ивана Крылова» : пародия на современных критиков-литературоведов, умеющих привязать что угодно к чему угодно. Не в бровь, а в глаз! А почитайте!
     Замечательно трогательный и глубокий очерк о выдающемся русском поэте, прозаике, публицисте, краеведе, оставившем заметный след в истории Нижегородского края, своем друге Юрии Андреевиче Адрианове, к 80-летию со дня его рождения, написал наш уважаемый журналист, писатель, общественный деятель Александр Маркович Цирульников. Свой очерк он назвал «Поэт в державе русского стиха».
     Конечно, надо читать стихи в номере, среди них всегда можно найти золотые крупицы, а иногда и самородки.

Обзор подготовлен гл. библиографом Л. Шелдагаевой