Нижний Новгород : литературно-художественный журнал. - 2018. - № 6.


     Кочующий по стране наш земляк Александр Григорьев, бросивший якорь в настоящее время в столице, окунает нас своим рассказом в 90-е годы, причем возможно не хронологически, но содержанием: той чернотой и обыденным криминалом – безусловно. Непонятно только, почему рассказ «Киллер Петров, киллер Сидоров» открывает 6-ю книжку «Нижнего Новгорода». Читательское настроение портится.
  То ли автобиографический, то ли услышанный от кого-то и облаченный в художественную форму, рассказ Михаила Песина «И в молодые наши годы» посвящен «речной теме». Студенты факультета судовождения и эксплуатации водного транспорта солидного горьковско-нижегородского Вуза (ИИВТ) уже после окончания первого курса начинают проходить практику на судах, чтобы получить навыки судовождения и прочувствовать своими руками устройство сухогрузов от машинного отделения до рубки. Иногда некоторым из них (чаще тем, кто прошел «курс молодого бойца», занимаясь несколько лет в очень популярном когда-то у нас в городе Детском речном пароходстве) удается попасть на рыболовецкие суда, чтобы и практику пройти, и заработать очень приличные для студентов денежки. По крайней мере, так было в советское время. Перипетии прохождения такой практики, становление человека, закалка характера, особенности психологии личности в коллективе рыболовецкой артели, пресловутые деньги, которые «жгут руки», - все это вы найдете в добротно скроенном сюжете рассказа. Реалистично выписан образ главного героя.
  Фрагмент повести «Дурная кровь» Натальи Уваровой, писательницы из г. Дзержинска, привлечет внимание читателей, предпочитающих леденящие душу житейские истории с не совсем обычными героями и сюжетом. В принципе, отрывок повести имеет начало, развитие и конец, поэтому может читаться как самостоятельное произведение. Рассказ ведется от лица героини, с детства страдающей разного рода заболеваниями и имеющей явный поэтический талант и даже провидческий дар (в народе таких часто называют «чокнутыми», «ненормальными»…). Трагическая судьба ее единственной и любимой подруги, поставившей целью «взять от жизни все»… Но фрагмент подобран так, что обязательно захочется почитать всю повесть, по крайней мере, узнать дальнейшую судьбу героини.
Некоторой ирреальностью наполнен рассказ Льва Григоряна «Минутная встреча».
  Зато тексты для новой книги Дмитрия Бирмана «Письма до востребования» - сегодняшняя реальность. Жизнь молодежи в социальных сетях, возникающие там знакомства, отношения, влюбленности. Особенности этой «сетевой жизни», которая поглощает иногда больше времени, чем обычная жизнь (с домом, работой, учебой, семьей)…Частые драматические, а то и трагические происшествия в этом сообществе. Жутко-то становиться тоже, но любопытно. Хороший язык.
Рассказы двух Анастасий – Жирняковой и Роговой примечательны очень необычными историями, с вполне житейским вроде бы сюжетом, но с очень странными воплощениями. Выдуманные или услышанные когда-то, а, может, приснившиеся во сне?
  А вот большой дебютный рассказ Николая Краева из п. Керженец Нижегородской области – абсолютно жизненная история, рассказывающая о парне из небольшого рабочего поселка, все существование которого крутится вокруг работы его основного населения на торфоразработках.
Молодой человек, окончив школу, решил не «пытать счастья», чтобы поступать в ВУЗ, а поработав лето, пойти в армию, а потом уже определяться с дальнейшим жизненным путем. Ему очень нравилось чувствовать себя причастным к большому, важному делу. Техника добычи торфа, отправление сухого ископаемого в качестве топлива на электростанцию, дающую людям тепло и свет, а слегка просушенного - на удобрение малоплодородных земель в ближайшие совхозы – само по себе интересно. Но более всего рассказ привлекает хорошо выписанными характерами людей, с которыми близко столкнулся главный герой в процессе работы, их отношениями, событиями, которые происходили с ними в это короткое долгое лето…
  Сергей Куприянов рассказом «Нагартав» возвращает нас в страшный период Великой отечественной войны, глазами ребенка описывая неподвластный детскому осознанию эпизод на оккупированной немцами территории Украины…
  По традиции журнал, уделяя большое внимание творчеству молодых писателей и поэтов, предоставляет место для текстов лучших участников различных литературных конкурсов. В 6-м номере опубликованы наиболее яркие работы победителей II Международного творческого конкурса «Всемирный Пушкин» - совместного проекта фонда «Русский мир» и музея-заповедника А.С. Пушкина «Болдино»: А. Шалашовой, И. Михайловой (проза), А. Распопиной, Д. Лысаковой, В. Асеева (поэзия).
В разделе «Возвращенные имена» помещен рассказ Е. Чирикова «Лесачиха». Хотите почитать хорошую русскую прозу с колоритным описанием характеров, детальными приметами русского быта, религиозности русского человека, «чертовщинкой», часто присущей сюжетам из жизни российской глубинки, - читайте!
Добрались до любимого раздела публицистики и литературоведения.
  Очень интересно поведал о своем восприятии «Архипелага ГУЛАГа» сегодня хорошо знакомый нам по критическим публикациям в журнале Александр Рябов. Александр рассказывает о своем первом прочтении знаменитого романа и противоречивых впечатлениях во время поэтапного чтения. Проводит небольшой анализ мнений читателей-современников, для которых типичны недоверчивость и критическое отношение к авторской позиции в художественном произведении, претендующем на документальность. Затем последовательно и аргументировано автор приводит как примеры систематических индуктивных ошибок писателя, выгодных интерпретаций некоторых фактов, крайне поверхностных обвинений идеологии, несмотря на утверждение, что именно она «дает искомое оправдание злодейству и нужную долгую твердость злодею», так и то, что Солженицын через все произведение ищет, что привело страну к такому положению и кто виноват, называя одним из виновных и себя…
И в конце статьи А.Рябов делает вывод: «Солженицын не хотел молчать, но подспудно понимал, что общество не сможет посмотреть на себя в зеркало, пока время не зарубцует раны на лице. Но одновременно писатель считал, что социум может и должен быть сильнее. Как и человек».
  Андрей Рудалев в статье «Проповедь о настоящем мужике» философские рассуждения об отношениях между «своими» и «чужими» в российском обществе, которые были и есть, да, похоже, и будут, опирается на исторические факты и литературную основу, подтверждая свои размышления образами людей, блестяще выведенными в прозе В.М. Шукшина (Егор Прокудин в «Калине Красной» и Петр Иевлев в «Любавиных»), которые и есть соль земли русской… Проецируя эту тему на день сегодняшний и опять-таки обращаясь за подтверждением своих мыслей к литературе, А. Рудалев находит много общего (при большом различии, безусловно) у В. Шукшина и З. Прилепина.
  Поэт и есениновед из Пензы Валерий Сухов опубликовал интервью с Захаром Прилепиным о литературе, которое он построил на своем восприятии романа «Обитель» через постоянное обращение к творчеству Есенина, Мариенгофа, поэтов-имажинистов и желании выяснить, есть ли основания для такого проведения параллелей. Как оказалось, во многом – вполне, и разговор двух литераторов очень естественно перетекал в русло их отношения к творчеству С. Есенина, его жизни, которая глубоко интересует обоих… А когда речь пошла о книге Захара Прилепина «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы», В. Сухов коснулся темы офицера и великого поэта, который был назван, но не стал героем этого произведения, – М. Ю. Лермонтова, задав вопрос: почему нет? Ответ оказался прост – Лермонтов родился после 1799 года, а эта дата была чертой для автора. И Михаил Юрьевич будет героем второго тома «Взвода» обещает писатель. Снова параллели Лермонтов и Есенин: стоит ли об этом говорить?
  Интересное интервью. Читайте.
  Напечатаны стихи более десяти поэтов. Есть очень хорошие, получите радость прикоснуться к поэтическому творчеству.

Обзор подготовлен гл. библиографом Л. Шелдагаевой