Нижний Новгород : литературно-художественный журнал. - 2018. - № 5.


     Открывается пятый номер повестью постоянного автора журнала Ю. Фанкина «Соловьем залетным…». Тема, которой посвящена повесть, не нова, но всегда интересна, ибо общечеловеческая. Это тема старения человека. Когда человек прожил достаточно большой отрезок времени, пережил много расставаний и потерь, когда с ним уже нет родителей, и он все больше начинает задумываться о смерти… У Ю. Фанкина – старение писателя.
   «Как только перевалило за семь десятков, Полудин по-другому ощутил движение времени. Казалось, остатние годы обрели особые, полетные крылья: не успеешь с весной распроститься, как слезная осень в окно стучится. Накопилась возрастная усталость, которую многие люди, не особенно вдумываясь, склонны принимать за лень. И все чаще, несмотря на свою изжитость, у Полудина возникало странное ощущение возвращения в детские годы…». Как это знакомо возрастным людям, как часто это является поводом для создания рассказа, повести, романа…
   Полудин мучается, осознавая никчемность, бесполезность своего писательского труда. Но не писать он не мог. Записки, наброски – каждый день. Главное, он хорошо знал, о чем хочет писать. Но никак не рождалась первая строчка, зачин. Этой фразе писатель придавал какой-то особый, магический смысл. И она должна быть очень точной… Как-то приснился интересный сон: он на охоте, которую любил всю жизнь... Созрело решение съездить в свои любимые места, навестить старого приятеля и родственника, колоритного полковника в отставке, с которым много лет охотился и ловил рыбу. На расхожий вопрос о здоровье этот человек достойно отвечал: «Хуже, чем было, но лучше, чем будет». Поехал, встретился с другом, собрались на охоту. Удивительное приключение с мистическим оттенком, природа, дружеские посиделки, разговоры о жизни – все было в этой поездке, мастерски описанной автором повести. И, отдохнувший душой, писатель, по возвращении легко, будто слова сами просились на бумагу, записал первую фразу своего будущего произведения…
   Новые реалии нашей современной жизни и новые герои произведений. Инна Чаевич. «Человек из леса». В рассказе описана история уехавшего с Украины в среднюю полосу России мужчины, его физические и моральные мытарства, полный развал семьи, бомжевание. Еще одна примета времени – волонтерство. С помощью волонтеров мужчина, за плечами которого были и преподавание в университете, и написанные ( и даже изданные) книги на историческую тему, и жизнь, доведенного до отчаяния беженца, направляется в качестве трудника в один из монастырских скитов, по дороге еще раз рассказав всю свою жизнь случайной попутчице… Как-то сложится его дальнейшая судьба?...
   Андрей и Сергей Юдины в соавторстве написали мистический, с лихо закрученным фольклорным сюжетом рассказ «Курьи ноги» о встрече с удивительными персонажами – старушками из маленькой таежной деревушки, то ли привидевшиеся ему во сне, то ли явившиеся в каком-то мороке, но такое порассказавшие собирателю фольклора из Бурятского института… Хотите верьте, хотите нет, но жуть как интересно!!!
   Владимир Иванович Седов, обладая легким литературным языком, поведал на этот раз лирическую историю любви, жизни и смерти – ну очень неожиданную… Почитайте. Рассказ называется «Неравный брак».
   Теме, часто обсуждаемой по телевидению, о том, как нужны детям родители и как любят они их, несмотря ни на что (беспробудное пьянство, грубость и т.п.), посвящен рассказ Елены Тулушевой «Папа».
   Только на один миг представьте свое состояние, когда вдруг Вы столкнетесь с ситуацией, что у Вас пропал ребенок… Это очень страшно. Нет ощущения пространства, времени, нет никаких мыслей в голове, кроме одной, всепоглощающей: «только бы нашелся, только бы живой!!!»… Такое страшное событие и описывает Т. Пакратова в рассказе «Вовка». Нашелся Вовка-то в конце, живой. Но, Господи, сохрани и помилуй всех от того, что пережили родители и близкие этого мальчика!
   Очень любопытный рассказ Льва Гуревича «Чардаш» Монти», где герои – талантливые дети, занимающиеся музыкой, их родители, делающие все, чтобы их «гениальный» ребенок добился успехов и стал всемирно известным музыкантом, их товарищи, которым совершенно неважно, как ты играешь на инструменте, им важно, во что ты одет… И снобизм юного музыканта по отношению к популярной («легкой») музыке и очень трудно рождающееся понимание того, что главное – это не только техника твоей игры, а твоя душа, которую ты вкладываешь в исполнение музыкального произведения, твои эмоции , - сложнейшее ли это сочинение великого композитора, подвластное тебе, или простой чардаш не добившегося мировой славы мастера. Прочитайте, получите удовольствие.
   «Бродить по тихому морскому берегу ночью всегда доставляет удовольствие, потому что обычно здесь нет никакого лишнего шума и практически всегда безлюдно: только небо, звезды, луна и ровный шум моря. В это время думается о разном, но мысль цепляется за мысль, и постепенно выстраивается длинный ряд, состоящий из воспоминаний, идей и, иногда кажущихся на первый взгляд странными, желаний. Но всегда это очень интересно. В такой обстановке мышление работает прекрасно, и это доставляет мне огромное удовольствие».
   А далее герой встречает вдруг в этой тишине удивительных музыкантов, сидящих у костра и играющих на разных инструментах, поющих песни, которые вдруг заворожили его. Он присоединился к этой группе, вступил в разговор и неожиданно для себя открыл какие-то новые смыслы, идеи, которые «подкинули» ему музыканты, проповедавшие такие взгляды, которые, вероятно, были ему очень близки, но он просто не додумался еще до них, периодически гуляя в одиночестве по морскому берегу… А это, например то, что « ценность жизни в том, чтобы наслаждаться ею, а не думать о ее прекращении, делать то, что тебе нравится, а не заглядывать в фатальный конец и лишь изредка оглядываться назад, потому что без прошлого нет будущего». Или – «может быть, именно гуляя по ночному берегу, вы можете найти в себе что-то такое, что определит вашу жизнь…Может, вы художник, но об этом пока не знаете». Они играли и пели, герой подпевал, поймав мелодию, снова разговаривали…
   А потом музыканты встали и ушли. Просто ушли вдоль берега… за горизонт. Были ли они на самом деле или только приснились герою? Но на берегу тлели угольки от только что горевшего костра… В голове звучали незнакомые, но такие замечательные мелодии… Ах, как романтично, не правда ли? И сколько смыслов заложено в этой красивой истории Павла Тихонова «Ночные странники»…
   В рамках Всероссийского Пушкинского праздника поэзии в Большом Болдине летом 2018 года прошел V Межрегиональный слет молодых литераторов. В журнале представлены работы наиболее ярких авторов. Обязательно познакомьтесь – это любопытно: два рассказа Катерины Крупновой, стихи Анны Сеничевой, Натальи Красюковой, Ирины Батаревой.
   Роман Сенчин, постоянный автор журнала к удовольствию читателей, публикует на его страницах не только художественные произведения, но и публицистические статьи. Так, в данном номере напечатана его статья «По поводу и без. Заметки о литературе, театре, кинематографе». Писатель рассуждает о том, необходимо ли современным школьникам знать устаревшие слова и так ли уж это является «ошибками восприятия», как часто недоумевают и возмущаются филологи-психологи? О диалектизмах: необходимость это или сор? Нужно ли считать обыкновенный талантливый фильм чем-то из ряда вон выдающимся (приводя в пример «Аритмию» Б. Хлебникова)? О драматургии и писательских рецензиях, творческих командировках писателей, которые стали редкостью, и их большой пользе (как написал в письме к матери В.М. Шукшин: «…лучше писать и жить дома. Не совсем, но подолгу, по году так…»). Вот читаешь публицистику Сенчина и создается ощущение, что ты едешь в поезде на Дальний Восток с замечательным попутчиком, за нескончаемыми разговорами с которым дорога пролетает, как от Нижнего Новгорода до (например) Санкт-Петербура…
   Обязательно советуем прочитать очерк Михаила Тарковского «Уходящая натура Енисейска». До конца XVIII века путь из Томска на Иркутск проходил именно через Енисейск – и город был шумным и населенным, здесь проходила известная на всю Сибирь ярмарка с самым большим пушным отделом…Но после обустройства нового сибирского тракта через Красноярск началось его угасание.
   Сейчас этот город – «по сути музей под открытым небом, но экспонаты его находятся в таком удручающем состоянии, что просто сердце обливается кровью» - пишет М. Тарковский. И далее он размышляет об очень близкой ему параллели: человек – страна, человек – город. О том, что испытываешь просто физическую боль в блистательных исторических центрах более везучих исторических городов…Писатель доводит до нас выстраданную им мысль: «Енисейск – история особая, и я уверен, что его рвущая душу запущенность зачем-то нам дана – наверное, чтобы открыть в себе самый пронзительный род любви». Эту мысль необходимо спроецировать и на другие исторические города, которые кричат о своей Памяти, Душе, так необходимой человеку… Михаил Александрович с большой радостью рассказывает о творчестве молодой красноярской художницы Евгении Аблязовой. Евгения, занимая активную жизненную позицию, не замыкается в местичковом кругу культурной жизни, она участвует в Международных выставках, занимается преподаванием и т.д. Но эта художница нашла главную, близкую сердцу и ненадуманную, тему – и это Енисейск и желание помочь и спасти этот город для будущего… А еще писатель рассказывает об удивительном православном благодатном старце, который долгое время был духовником замечательно восстановленного (!) в Енисейске Спасо-Преображенского мужского монастыря. Об отце Севастьяне в крае легенды ходят, и все они основаны на жизненных примерах его деяний и поступков…
   Как нужны нашей литературе такие очерки!
   Статьи о литературе. Здесь и Е. Шишкин с эмоциональным откликом на споры вокруг авторства стихотворения «Прощай, немытая Россия…» (Лермонтов? Не Лермонтов!) и рассуждением о нравственности и безнравственности исследований литературоведов не только творчества, но и личной жизни литераторов… И материалы А. Румянцева и А. Шорохова к 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева. И В. Сухов пишет о творческом союзе А. Мариенгофа и С. Есенина, продолжая эту непрерывающуюся тему.
А. Коробов-Латынцев, движимый новостью о начале съемок фильма по роману А. Иванова «Сердце Пармы», размышляет о том, почему он считает, что роман Алексея Иванова является центральным историософским романом 2000-х годов, а его экранизация может стать русской «Игрой престолов».
Почитайте. Статья называется «Кровь и прах».
   В журнале опубликовано много хороших стихов.

Обзор подготовлен гл. библиографом Л. Шелдагаевой