Нижний Новгород : литературно-художественный журнал. – 2016. – № 1.

    Открываешь журнал – и сразу надежда на хорошее чтение. Сначала серьезная философско-мифологическая «Поэма о западном ветре» Кирилла Анкундинова плавно продолжается очень хорошими стихами любимого нижегородцами земляка Юрия Немцова; а затем небольшая повесть уже неоднократно отмечаемой нами Анны Андроновой, молодой нижегородской писательницы, - «Человеческое лицо».
    В повествовании Андроновой - её излюбленная и хорошо знакомая медицинская тема перерастает в общечеловеческую. Ибо основной акцент писатель делает не на больнице, медицинском персонале (что также показано очень точно и зримо), не на обитателях больничной палаты (и они даны живописно), а на очень пожилом одиноком человеке –главном герое повести, попавшем почти при смерти в больницу и обретшим вдруг здесь свой дом и ставших близкими ему людей, которых в жизни-то он давно потерял. Воспоминания старика о детстве, юности, родительской семье, любви и уже созданной им самим маленькой семье... Жене и сыне, так рано погибшем при выполнении офицерского долга; событиях в стране, городе и улице; отношениях с людьми и характерах этих людей… Хороший литературный язык, интересные повороты, любопытные зарисовки современной жизни – все это говорит о пополнении нижегородской писательской среды достойной представительницей.
    Далее журнал начинает жить по своим законам литературно-художественного издания. Снова перенасыщение материалом в связи с традиционным отсутствием крупных литературных форм и никуда не деться от читательской усталости при необходимости (а, может, и желании) подробно познакомиться со всеми публикациями.
    Поговорим о прозе.
    Рассказ нижегородского писателя Павла Климешова «Сахарный дол». Тема, взятая писателем ,безусловно, заставляла задумываться практически каждого: что чувствует Душа умершего человека, когда его тело готовится к погребению, видит ли она происходящее вокруг, что происходит с ней там, в ином мире… Описывает он это настолько реалистично, что иногда кажется, что главный герой заснул летаргическим сном и вот-вот проснется и встанет со своей новой, удобной, по мнению Души, постели. И встреча с ушедшими на Тот Свет родственниками, Рай и Ад, борьба Ангела и Князя Тьмы за заблудшую душу, «взвешивание» добрых земных дел и грехов – обо всем можно прочитать на страницах неординарного рассказа. Прочитать и задуматься: « а с чем я приду на Высший суд, когда настанет время? Так ли я жил, как надо, так ли верил, любил?..»
    Романтично и своеобразно подала знаменитую легенду-быль о святых Петре и Февронии Марита Зотова из С-Петербурга.
    9 литературных зарисовок, большинство из которых все же сложно назвать рассказами,
прислал в журнал Олег Макоша.
    Поучительный, с выведенными яркими характерами, рассказ В.И. Седова, постоянного автора журнала, интересен и темой, и моралью, и языком. Называется он «Золотой мальчик», не пропустите.
    Любопытны рассказы Евгения Обухова, поэта и писателя, на бытовые темы, оборачивающиеся абсурдистским смыслом, который часто приобретает жизнь.
    Из поэтических публикаций нельзя не отметить стихотворения Надежды Князевой, облаченные в оригинальную (рифмованный, но сплошной, как бы прозаический, текст) и стандартную форму (в столбик). Интересные мысли, большой потенциал. Девушка - наша, живет в Арзамасе. Хотелось бы почитать еще.
    Напилась родниковой воды поэтических строк Людмилы Федоровны Калининой. Сжалось сердце при чтении отрывков из будущей пронзительной книги о войне и любви молодой военной журналистки, уехавшей в Россию, но постоянно возвращающейся на свою израненную украинскую землю, Алены Долгаревой.
    Как всегда, хочется больше говорить о публицистике и литературоведении, т.к. эти жанры представлены объемно и глубоко.
    Начнем с материала столпа российской словесности Игоря Золотусского. В разделе «Вехи памяти» помещена его статья «Первый поэт начала XX века» об А.А. Блоке.
    Каждая строка автора огромного количества исследований, монографий, статей о классической и современной русской литературе, поражает глубиной мысли, доскональным знанием предмета, подлинной заинтересованностью донести свою точку зрения на творчество первого поэта начала XX века (а ведь это именно так!) до современного читателя. Игорь Петрович исследует удивительную музыкальность Поэта. «Главной идеей Блока как поэта, - пишет Золотусский,- идеей того, что есть жизнь, что составляет её сущность и в чем её смысл, является идея музыкальная. Если дух музыки отлетает от культуры, то гибнет культура». Он пишет о музыкальности самого Блока, раскрывает трагедию неверия и безверия, затрагивает тему детского сердца, которое билось в груди Гиганта Поэзии.
    Подчеркнуто подробно И. Золотусский останавливается на поэме «Двенадцать», самом загадочном произведении Александра Александровича и о той «тайной свободе» (не явной, не внешней, не оглашенной), взращенной не на улицах и площадях, а в наших душах, которую призывал Блок.
    В этом же разделе журнала Роман Сенчин пишет о ранних рассказах М.А. Шолохова, которые совсем почему-то забываются (ну, сделайте свой личный тест-контроль!) в пылу не утихающей полемики об авторстве «Тихого Дона», правомерности получения за него «Нобелевской премии» и т.д. Приводя в пример то один, то другой рассказ М.А. Шолохова, Сенчин без каких-либо философских изысков и высоких рассуждений, простым языком цитат и пересказов показывает, как развились эти темы, сюжеты, герои в романе-эпопее, как явно прорастает в них будущее гениальное произведение.
    Олег Демидов - составитель единственного собрания сочинений А.Б. Мариенгофа - выпускающий вслед за З. Прилепиным биографию поэта, публикует интересное исследование об А.Б.Мариенгофе и О.Э.Мандельштаме и о том, как часто судьба сводила этих неординарных людей вместе.
    Ценная работа для тех, кто интересуется поэзией Серебряного века. Параллели, аллюзии, приметы, подробности, стихи…
     Большим подарком для нижегородцев, выпускников филологического факультета ННГУ, кумиром молодости которых был этот человек; для всех, кто любит Пушкина и знает труды пушкиноведов, я думаю, явится публикация стихов ученого-филолога, исследователя русской литературы XIX века, крупнейшего пушкиниста, профессора кафедры русской литературы ННГУ, так рано ушедшего из жизни, Всеволода Алексеевича Грехнева. Бережное прикосновение к неисследованной части творчества уважаемого мастера в предисловии Ирины Юхновой заставляет с особым чувством причастности к этому легкому касанию начать читать стихи Всеволода Грехнева. …Музыка, слово, звук, изданный и не родившийся. Тишина, любовь, мимолетность, небеса, человек – вечные темы поэзии. Как жаль, что мы не знали такого поэта. И как радостны минуты открытия!..
    И ещё одно хорошее чтение опять же в публицистическом разделе.
    Сергей Есин. Дневник-2014 (Фрагменты). Автор многих популярных романов, в том числе знаменитого «Имитатора», пишет и, в большинстве своем, публикует «дневники» с 80-х годов прошлого века. В кратком и, чувствуется, с удовольствием написанном предисловии, Захар Прилепин называет себя входящим в «круг читателей дневников лет пятнадцать». Он считает, что «эти дневники станут одним из наиважнейших свидетельств о наших днях. Притом, что никаких сенсаций и сплетен о тайных интригах тут нет…Тяжкое, неприятное, горькое – все это как лекарство, почти без остатка растворяется в тихой интонации…».
    Начинаешь читать. Какое удовольствие от процесса! Мозги постоянно работают, а ты отдыхаешь. Что это? Может все потому, что явно умный и образованный человек не «умничает», не впадает в глобальные рассуждения, а умудряется говорить о действительно глобальных для человека вещах как-то по-своему, по-особому…. И это завораживает
    А вот ожидаемая рубрика «Литпроцесс» удовольствия не принесла. Вроде бы и нужно почитать мнения и рассуждения (увы, не исследования - даже в грубом приближении) Андрея Рудалева и Владимира Яранцева о произведениях Г. Яхиной и её столь популярной в настоящее время «Зулейхи…», о Захаре Прилепине с «Обителью», «Черной обезьяной», литературоведческими книгами, а читать не хочется. За глобальными сравнениями, собственными фантазиями, не то хвальбой, не то хулой (это ж тоже надо умудриться!) постоянно вразрез с ними встают перед глазами сами произведения, свое мнение о прочитанном и никак они не ложатся ни на согласие с авторами , ни на желание поспорить… Может, время ещё не пришло?
    Есть в журнале и ещё ряд прозаических и поэтических материалов. Но продолжает ждать наша читательская душа большого интересного художественного произведения.
Как знать: может, скоро дождется.

    

Нижний Новгород : литературно-художественный журнал. – 2016. – № 2.

    Предлагаем вашему вниманию обзор второго номера журнала «Нижний Новгород», вышедшего в летние отпускные, дачные дни. Неожиданно грянувшая осень немного расстраивает, но располагает, например, к чтению…
    Посмотрим на прозу. Начинается журнал с более-менее крупной литературной формы – первой части публицистической повести Валерия Петкова «Хибакуша» (Хибакуша (Hibakusha) – широко распространенный в Японии термин, обозначающий жертв или людей, так или иначе связанных со взрывом в Хиросиме и Нагасаки). Рижанин В. Петков обращается к теме, которая живой раной откликается и спустя 30 лет в каждом человеке, старше 40-45 лет: трагедии на Чернобыльской АЭС. Очевидец того события (занимался радиационно-химической разведкой в регионе Чернобыля будучи инженером гражданской авиации по профессии), автор решил в художественной форме рассказать о первых, самых трагических днях и неделях после техногенной катастрофы. Валерию Васильевичу это удалось. Повесть захватывает с самого начала ожиданием чего-то личного, честного, связанного с событием, о котором мы знаем много из публицистических очерков, опубликованных рассекреченных документов, воспоминаний выживших в этой трагедии жителей и «ликвидаторов», аналитических раздумий получивших сроки заключения руководителей разных уровней, документальных и художественных кинокартин (как пронзительно отозвался в сердцах зрителей фильм «Мотыльки»!..) – и … ничего все же до конца не знаем.
    Книга написана от первого лица. Рассказывает о молодости, дружбе, любви, бесшабашности, безалаберности и готовности к самопожертвованию и подвигу, верности и предательстве, благородстве и вероломстве, Вере и безверии, профессионализме и неумелых руках, верхоглядстве и дальновидности, много еще о чем.
     «Доктор сказала – молочной кислоты в мышцах мало. Выписала лекарство. (…)Дня два-три лекарство действует. Даже днем в сон клонит. Часа на два могу отключиться. Ночью потом мучаюсь от бессонницы.
    Думаю - ерунда это все, с кислотой. Это мышцы вспоминают мой… свой бег, напряжение, усилия, которые тогда пережили. Тогда. Это же был пик моей жизни! И по возрасту, и по смыслу!
    Даже камни имеют свойство запоминать. По-своему, конечно. Это сейчас я несусь очумело. С горушки, с высоты возраста, и нет никаких блоков, изгаженных липкой, вкрадчивой смертью нуклидов. Есть - «скромная пенсионная «хлебная карточка». А страшно-то именно сейчас, а не тогда! Хотя давно уже гоню прочь плохие мысли. Может быть, поэтому и прожил столько годов после Черной зоны. (…)Официальный диагноз: «Эрозия поверхности нервных окончаний». Опять они - нервы. В них все дело.
    Взрываюсь до ослепления вроде бы от безобидной ерунды. Постоянно это меня настигает без всякого предупреждения.
    Вот оно как страшно: со временем возвращается содеянное, пережитое. А быть может, это время возвращается, чтобы понять, что же было на самом деле?
    А тогда – дух захватывало! И покалывание в ступнях, кончиках пальцев рук – опасность, адреналин! Страх отступал куда-то. Да не было его вовсе!
    …Сминались пластины, а мы задыхались от переизбытка сил и собственной крепости. Смеялись и верили беззаветно в то, что так будет всегда.

Сверхчеловеки.
Мы много тогда смеялись. Веселая удаль обреченных».
Стоит прочитать? Думаю – да.
    Живет в г. Городце литератор, северянка по рождению и «неизбывной и мучительной любви» к этой части страны Марина Воронина. Пишет прозу, публикуется в литературно-художественных журналах, коллективных сборниках и альманахах. Передала в журнал «Нижний Новгород» рассказ «Попутчицы». Психологически сильное произведение. Интересные герои. Вроде бы не впервые поднимаемая тема. И в то же время подана нетрадиционно. Автор рассказывает нам об истории, случившейся с благополучной молодой семейной парой с Севера, поехавшей на южный отдых по железной дороге. В купе они оказались вместе с женщиной из «здешнего контингента», т.е. явно возвращающейся из одного из многочисленных мест лишения свободы, густо расположенных на этой территории, «зэчкой». Ночь, проведенная молодым завучем музыкальной школы Викой в откровенном разговоре с Потаповой (именно так представилась попутчица при знакомстве), сильно всколыхнула и, возможно, изменила размеренную, обеспеченную жизнь семьи - и открывшейся совсем с незнакомой стороны супруги, и, наверное, не участвовавшего в беседе, но так и не уснувшего на второй полке супруга…
    Хорошо известный нижегородскому читателю писатель, живущий в г. Сарове, автор книг о своем городе и прославившем его Преподобном Серафиме Саровском, великом подвижнике Русской Церкви, целого ряда других прозаических произведений, Павел Тужилкин представил вниманию взявших в руки этот номер журнала рассказ « Дурачок».
    Замечательный рассказ о деревенском мужичке, сиром и убогом, которых в народе слегка презирая и постоянно насмехаясь, привыкли свысока называть «дурачками». Может оттого, что те, кто так их прозывает, сами бояться показаться смешными перед людьми, - спрашивает автор. Так вот однажды этот мужичок явно не «по глупости» своей, а по зову доброго сердца ценой собственной жизни спасает тонущего в холодной весенней воде мальчишку…
    Женщинам, проводящим вечера после ужина за просмотром сериалов на канале «Россия-1» (собственно, ничего плохого в этом нет), вероятно, предназначен рассказ «про жизнь» В. Килесы - «Невиновные». Чувства, мысли, чувства, мысли... И одиночество на миру.
     В разделе «публицистика» продолжаются «Дневники» С. Есина. Совсем – вчера. 2014 год. Читайте заметки писателя. Вдумывайтесь в размышления человека, нашего современника. Получайте удовольствие от процесса чтения. А в следующем номере – его продолжите.
    Долго думалось, как же написать об очерке Юрия Немцова «Звук»? Не находятся слова, чтобы кратко рассказать о поведанной им глубинной связи народной музыки всех наций, населяющих нашу Землю в разное время. Не получается облечь в слова тихую радость от описания тонкого чувства широты и простора и в то же время камерности русской природы… Как передать очарование его «перескакивания с пятого на десятое» при описании необычной жизни обычных людей, о неимоверном единении человека с природой? Ю.Л. Немцов рассказывает о музыканте Старостине, единственном по его признанию, кого он может спокойно слушать последнее время. Предлагает нам познакомиться с ним, набрав фамилию в поисковой строке Яндекса.

«Старостин берет гусли, садится на мох, прислонившись к березовому стволу. Спрашиваю, что такое звук природы. Думает, перебирает струны. Потом берет аккорд, в роще становится тихо.
- Вот интересно, слышат ли птицы меня?
    Семь тысяч струн в органе церкви Сен-Сюльпис или коровий рог с деревянным пищиком – разница только в устройстве. Пастуший рожок, парусный корабль – инструменты, так ведь? И человек, который на них играет, ими управляет, - тоже инструмент. Представьте себе нашу Землю в виде сита, через которое проходит вселенский свет. Каждая ячейка пропускает свой луч. А если не свет, а дыхание? Если вместо дырочек в сите – трубочки, пищики разной длины, ширины, кривизны, с разным количеством клапанов?
    Старостин снова провел рукой по струнам, на этот раз на тон выше. Гусли вздохнули, птичий хор замер и через секунду разгорелся с новой силой – на тон выше. Старостин взял другой аккорд – та же история. Они его слышали, слушали. Тогда он сказал:
     - Звук природы? Дыхание».
    Ну, каково, а? Спасибо Вам, Юрий Львович! Друзья, заглянем в Яндекс: Старостин Сергей Николаевич, музыкант, фольклорист, этнограф.
    Хорошая литературоведческая подборка.
    Своими воспоминаниями о семинаре известного русского поэта Юрия Поликарповича («Поликарпыча» в литературной и студенческой среде) Кузнецова и его самобытной личности делится нижегородец Евгений Эрастов. Писатель Роман Сенчин анализирует книги владивостокца В. Авченко («Кристалл в прозрачной оправе. Рассказы о воде и камнях») и нижегородца А. Коровашко («По следам Дерсу Узала. Тропами Уссурийского края»), объединенные одной темой – Дальним Востоком. Молодой поэт из Нижнего Новгорода Дм. Ларионов делится своим взглядом на книгу Захара Прилепина «Непохожие поэты», новый поэтический сборник известного нижегородского фотохудожника Алика Якубовича «Быть» и прозу Олега Микоши, помещенную в сборник «Нифиля и ништяки». Новосибирец Владимир Яранцев пишет о книге Алисы Ганиевой «Жених и невеста» и своем знакомстве с писательницей.
    Я думаю, что каждый читатель, взявший в руки второй номер журнала «Нижний Новгород» не пропустит мемуарные записки Ривы Яковлевны Левите «В нашем кругу царили правда и искренность». Риву Яковлевну Левите, взрастившую не одно поколение актеров театра и кино, так же как и ее семью - династию Дворжецких, хорошо знают в театральных кругах нашей страны, глубоко уважают в Нижнем Новгороде. Её воспоминания очень интересны, мысли – глубоки и выстраданы, оценки - авторитетны.
    В этом же разделе «Вехи памяти» напечатан совместный труд (затрудняюсь с определением жанра) Елены Базуриной и Николая Бенедиктова «Шалунок у Бога : к 160-летию Василия Розанова». Какими нитями связан великий русский философ и литератор с Нижним Новгородом? Почему у нас нет памятника безусловному гению мировой культуры, а лишь мемориальная доска на бывшей нижегородской гимназии (ныне здании НГПУ им. Минина), что здесь учился В.В. Розанов? Все это проясняет материал нижегородских ученых.
    Как всегда, в журнале много стихов: и целые подборки М. Кудимовой, Т. Вольтской, Д. Липатова, А. Кабанова, А. Амчиславского, и по одному-двум стихотворениям Л. Тобольской, Д. Балина, В. Басырова, М. Шутана, Н. Фоминской, О. Телицыной, И. Антоновой.






    

Нижний Новгород : литературно-художественный журнал. – 2016. – № 3.

    Предлагаем вашему вниманию обзор третьего номера журнала «Нижний Новгород», который, несмотря на некоторые пессимистические настроения по поводу реальности его выхода в связи с существующим финансовым положением в области, мы получили еще до конца календарного года вместе с надеждой увидеть, пусть с задержкой, и четвертый.
    Рекомендуя при обзоре второго номера журнала роман Валерия Петкова «Хибакуша» (воспоминания ликвидатора Чернобыльской аварии, написанные в очень хорошей художественной форме), мы написали достаточно много для того, чтобы прочитав начало, вы ждали вторую часть.
    Будьте уверены, что вы ждали не зря. Роман В. Петкова достоин хорошей читательской оценки.
    Наверное, ни один читатель, взявший в руки журнал, не пропустит рассказ Олега Алексеевича Рябова «Шатков, или жизнь поэта». Настолько актуален рассказ на фоне не умолкающей дискуссии по поводу сериала на первом канале по мотивам романа В. Аксенова «Таинственная страсть», что удивляешься интуиции (или знанию?) автора о выходе этого фильма нынешней осенью и того общественного резонанса, который он вызовет. Мы прочитали обращение уважаемого литератора Е. Сидорова к ныне здравствующему Евгению Евтушенко и его стихи о сериале в ответ. До сих пор читаем (пишем) отзывы в периодической печати и соц. сетях. Максим Замшев (Литературная газета. – 2016. - № 46. – С. 20) в своем очень не хвалебном отзыве на сериал о поэтах-шестидесятниках написал еще то, что «он не был знаком ни с одним из героев фильма и не верит в воспоминания современников. Они субъективны». Конечно, субъективны. А как же иначе? Но я очень рекомендую всем посмотревшим сериал «Таинственная страсть» и имеющим собственное мнение о нем, прочитать рассказ того самого современника (пусть более молодого, но из литературной среды). О.А. Рябов рассказывает о своем посещении столицы с небольшим багажом своих стихов с целью показать их очень популярному в то время поэту Николаю Шаткову. По ходу дела молодой нижегородский литератор знакомится с Андреем Вознесенским, заручается его рекомендацией и попадает-таки к Коле Шаткову. Фамилия очень известного в те времена, как пишет Олег Алексеевич, «гениального поэта, друга всех современных ему гениальных поэтов и прекрасного учителя» - нам совершенно незнакома. Но поскольку очень уж реальна рассказанная автором история, да на слуху еще Ваксон, Нэлла Аххно, Ян Тушинский, Антон Адреатис и др. герои вышеупомянутого сериала, а уж коли вспомнить наши увлекательные разгадки зашифрованных имен у В. Катаева в романе «Алмазный мой венец», то никакого труда не составляет поискать несколько минут на просторах интернета – и фамилия реального прототипа будет найдена. Это Николай Шатров. Был такой поэт-шестидесятник, ушедший в 1977 году 48 лет от роду. И остальные, выведенные О. Рябовым в рассказе поэты, либо с узнаваемой сразу чуть измененной фамилией, либо названные только по имени – реальные люди. Что ж, для современных читателей, любителей поэзии, уже одно только открытие имени Шатрова, действительно очень интересного поэта-одиночки, не увидевшего при жизни ни одного своего сборника, - определенное событие. А окунуться в описываемое очень хорошим литературным языком время - вообще не столь частая радость.
    Наполнен юмором, легко читается и небольшой рассказ О. Рябова «Африканский след». Можно прочитать сразу и его, прежде чем начнете искать стихи Н. Шатрова.

    А вот рассказы В.И. Седова «Взятка» и «Почетный шлагбауманист» на этот раз вообще лишены юмора (конечно, и сюжеты веселыми не назовешь) и как-то теряют привлекательность.
    Очень странное впечатление производят рассказы А. Ломтева из Сарова. Но была же у литератора какая-то цель рассказать нам эти истории. Возможно, для кого-то это будет более понятно. Почитайте, это короткие рассказы, много времени не потребуют.
    Давайте пофантазируем по-дилетантски и придумаем маленькое направление в современной литературе при поиске авторами сюжетов своих произведений - «критический сюрреализм». Как-то так хочется охарактеризовать рассказ Елены Сафроновой «Один день в раю»…
    Любопытен рассказ молодого писателя из Выксы Глеба Рубашкина «Вера». Рассказ-воспоминание старушки о ярком эпизоде из ее военного детства и бережно хранимом образе отца, не вернувшегося с войны. И еще одно произведение напечатано у этого автора – пронзительный рассказ об одном дне и играх детей, как выясняется в конце рассказа, лежащих в больнице с практически смертельными диагнозами.
    Старшее поколение нижегородцев-театралов хорошо помнят одну из ведущих актрис академического театра драмы Светлану Семенову, одно участие в спектаклях которой привлекало зрителей. Народная артистка России, переехавшая в свое время в г. Волгоград и долгое время отдавшая Новому экспериментальному театру в этом городе, живет теперь в Москве и занимается литературным трудом. Журнал опубликовал рассказ С. Семеновой «Священный долг». Это скорее всего воспоминания из школьного детства актрисы о смерти И.В. Сталина. Язык хороший.
    Продолжаются Дневники Сергея Есина. Все слова об этом писательском труде нами были уже сказаны.
    Очень редко в журналах у нас появляются публицистические произведения на тему музыки и музыкантов, в лучшем случае – это удел газет. Поэтому очерк К. Семина «Лоботомия в стиле рок» вызвал интерес. Увы, этот текст не о рок-музыке в СССР и затем в России. Это злая, резкая с наличием неприкрытой грубости в оценках, попытка провести политический анализ ситуации последних лет существования Советского Союза. А акцент делается как раз на роли рока – по мнению автора - музыки разрушения, депрессий, ужасных, неграмотных текстов и т.д. в общей всепоглощающей массовой культуре. И весь смысл очерка сводится к следующему: «СССР развалился не из-за отсутствия еды, а потому что была проиграна борьба мировоззрений. А война мировоззрений была проиграна не без прямого участия импортной и домашней массовой культуры, наиболее деструктивной частью которой была и остается рок-музыка». Крутовато. Безаляпиционно. Непривлекательно. Очень спорно.
    Как всегда, интересна литературоведческая подборка. Олег Демидов в своей исследовательской статье пишет о творчестве Павла Васильева, поэта, не столь хорошо у нас изученного, и его связи с поэзией имажинистов. Часто имя П. Васильева связывают с поэтами есенинского круга, этого не отрицает и автор статьи, но основное внимание он уделяет творческой связи поэзии Васильева со стихами Р. Ивнева, И. Грузинова, О. Мандельштама, А. Мариенгофа, В. Шершеневича. Много поэтических цитат, интересные сопоставления, любопытные биографические вставки.
    Известная нижегородская писательница Е.Н. Крюкова выступила на этот раз в качестве рецензента на произведения Н. Гранцевой «Неизвестный рыцарь России» и И. Фролова «Учитель Бога», а также прозу С. Чураевой и поэзию Н. Розенберг.
    Если вы читали роман Алексея Слаповского «Гений», наверное, небезынтересно будет познакомиться с двумя мнениями об этом произведении А. Котюсова и А. Рудалева.
    Любителям поэзии в этом журнале найдут для себя подборки стихов И. Чурдалева, В. Куллэ, Е. Черникова, Н. Гейдэ и Б. Лукина, а также понемногу «стихов по кругу» еще шестерых поэтов.

    

Нижний Новгород : литературно-художественный журнал. – 2016. – № 4.

    Оправдались наши ожидания – и четвертый номер литературно-художественного журнала «Нижний Новгород», относительно не задержавшись, перед нами.
    Предлагаю вам, уважаемые читатели, пройтись по его содержанию.
    Уже первые страницы издания – многообещающи. Журнал напечатал главу из новой книги Захара Прилепина «Взвод: офицеры и ополченцы русской литературы», готовящейся к выходу в свет в издательстве АСТ.
    Глава называется «Петр Чаадаев: «Начало, которое делает нас столь отважными». Название очень точно отражает содержание главы. Петр Яковлевич Чаадаев – личность широко известная в истории России. И как автор философских произведений, и как ближайший друг Пушкина, адресат его бессмертных стихов, герой Отечественной войны 1812 года, бесстрашный гренадер, а затем гусар, профессиональный военный, оставивший свою карьеру на самом взлете. П.Я. Чаадаев был блестяще образован, имел безупречный вкус, и вообще «был уникальный тип»! Да к тому же, еще в младенчестве перевезенный в родовое имение, находящееся в Ардатовском уезде Нижегородской губернии, - входит в сонм знаменитых нижегородцев! О нем сочиняли легенды, большинство из которых не имели под собой никаких оснований. В настоящее время ему приписывают взгляды, которые он не исповедовал, основываясь на вырванных из контекста высказываниях… Захар Прилепин , со свойственной ему дотошностью явно изучивший массу литературы по теме своей книги, как документальной, так и художественной, убедительно рисует портрет умнейшего, мужественного, порядочнейшего человека – глубокого патриота своей родины, бесконечно любящего и высоко ценящего Россию. Судя по данной главе, книга Прилепина обязательно найдет своего читателя.
    Три рассказа из цикла «Герои прошлого века» опубликовал в журнале Евгений Васильевич Шишкин. Не особенно нова тема рассказов о простых людях, прошедших войну, не любящих особенно вспоминать то время и не очень яркие все же переданные писателем воспоминания… Но вот выведенный ушедший уже давно тип русского человека в рассказе «Лапти» - это, я считаю, удача автора. Народная мудрость, природный ум, накладывающие отпечаток на поведение и внешний вид неграмотного деревенского старика, одетого в самотканую рубаху и…лапти. Образ этого старика вслед за автором заставит задуматься любого читателя о жизни, ее органике, «органичных знаниях, которые черпаются из материи, из естества мира, органичных поступках, не противоречащих человеческой природе, органичной морали – морали равновесия и справедливости…». Почему-то мне кажется, что рассказ понравится молодежи.
    Историю из жизни, как представил её автор, поведал нам в рассказе «Дедуня Федуня» нижегородский писатель, проживающий в г. Сарове, Павел Тужилкин.
    Сталинские времена, репрессии – и отдельная судьба неординарного сельского жителя, оказавшегося «знакомцем» вождя народов со времен революции, и как это знакомство, в конечном итоге, просто нереальным образом спасло ему жизнь после ареста. Почитайте.
Еще одна нижегородка Евгения Карезина опубликовала отрывок из повести «Любовь в былые времена» - «Одержимая Натальюшка». Хороший литературный язык, знание особенностей жизни и людей дореволюционной российской деревни, интересная история, легшая в основу повествования, безусловно, привлекает.
    Читатели журнала, конечно, и без рекомендаций не пропустят рассказ Владимира Гофмана, поэта и писателя, священнослужителя - «Два Тимофея».
Берущая за душу, вызывающая слезы история, рассказанная Владимиром Николаевичем (отцом Владимиром), не оставит равнодушным, не может не запомниться. Не это ли задача любого писателя?
    Пронзительная история о молодой матери, отдающей всю себя воспитанию своего больного ребенка и живущей надеждой, что она сможет, преодолеет все трудности и ее любимый мальчик станет «как все» и с отчаянием отталкивающая от себя мысли, наблюдая грозящее ей новое испытание: растущую агрессивность мальчика…Марина Некрасова «Улица желтых фонарей».
     Молодой петербургский писатель Дмитрий Филиппов передал в журнал довольно интересную жизненную историю, рассказанную им с сочувствием, хорошим языком, с уважением к личности: «Сын человеческий».
    Очень неплохой рассказ написала москвичка Елена Тулушева. Называется он «Одиннадцать платьев».
    Традиционно в издании много поэзии: лирической, гражданской, философской.
     Закончился Дневник С.Н. Есина за 2014 год, который журнал размещал во всех 4-х номерах.
    Захватывает короткая «заманиха» - из будущей книги Алексея Иванова и Юлии Зайцевой «Дебри» (по истории российской государственности в Сибири: от Ермака до Петра).
    Очень интересна подборка анализа современного литературного процесса. Это и абсолютно неординарная рецензия на роман Р. Сенчина «Зона затопления» с постоянным возвращением к роману «Зулейха открывает глаза» Г. Яхиной, в которой молодой нижегородец Александр Рябов постоянно проводит параллели с западной литературой и кинематографом. Так, рассуждая о философских категориях «Развитие» и «Неразвитое» в «Зулейхе», он приводит диалоги из фильма С. Поллака «Из Африки», фрагмент из романа К. Воннегута «Завтрак для чемпионов». А исследуя их же в «Зоне затопления» Р. Сенчина, когда просто нельзя проигнорировать сравнение и параллели с «Прощанием с Матерой» В.Г. Распутина (на этом и он делает акцент), А. Рябов вспоминает роман-притчу великого Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества»…
    А вот постоянно восхваляемый мной Ю. Немцов, с неожиданной стороны рассказывает о своем «Опыте выборочного чтения вслух» романа «Ненастье» Алексея Иванова. И у меня пока нет оценки такому анализу. Попробуйте оценить вы.
    Некто О.Р. (почему-то мне кажется, что так зашифровал себя главный редактор журнала) просто замечательно в лаконичной форме охарактеризовал новые книги трех поэтов: «Кобальт» Е. Емельяновой-Сенчиной, «Вязь» В. Решетникова и «Есть повод» О. Захарова.
Хорошего наполнения литературно-художественный журнал. Читайте.

Материал подготовлен
Гл. библиографом Л.И. Шелдагаевой