(по материалам ЦАНО)

    15 мая 1895 г. Р.К. фон Гартман и Нижегородская городская управа заключили договор о строительстве 2-х линий трамвая и 2-х элеваторов (фуникулеров) с правом концессии на эксплуатацию на 35 лет – до мая 1931 г. «Городская электрическая железная дорога» должна была пройти от сада Минина против Манежа через площадь Кадетского корпуса, по Большой и Малой Покровским улицам до сада Смирнова; в нижней части города по – Рождественской улице от Предтеченской церкви до плашкоутного моста. Для соединения этих 2-х линий были построены 2 подъемные дороги – 2 элеватора: Кремлевский – от городского ночлежного дома у Предтеченской церкви в Мининский сад; Похвалинский – от площади у плашкоутного моста до конца Похвалинской улицы у сада Смирнова.
    В документах архивного фонда Нижегородского Губернского Правления в делах строительного отделения за 1895–1903 гг. имеются следующие сведения о фуникулере («элеваторе», электрической железной дорог в г. Н. Новгороде).
    6 октября 1895 г. Представитель фирмы «Карл Воткей» Максимилиан Карлович Воткей (житель Санкт-Петербурга) обратился к губернатору Н.М. Баранову с прошением о выдаче ему разрешения на приспособление кремлевской башни для строящегося элеватора электрической железной дороги в г. Н. Новгороде. Техники строительного отделения, рассмотрев ходатайство, определили: выдать г. Воткей разрешительный билет на предварительные работы по приспособлению башни с тем, во-первых, чтобы расчеты произведены были под наблюдением имеющего по 195 ст. XII т. 1 ч. Строительного устава право производить работы; во-вторых, чтобы неизменяемы были фасад башни, внешний ее вид и форма крыши; в-третьих, был бы представлен в Строительное Отделение на утверждение чертеж устройства стропил, полов, потолков, и механизм в части башни, предназначенной для посещения публики, с устройством удобных входов, в возможно непродолжительном времени, до производства работ по устройству новых конструкций внутри здания. (ф. 5, оп. 49, д. 13223).
    21 октября 1896 г. Управляющий конторой «Р. фон Гартман и Ко» просит Строительное отделение Нижегородского Губернского Правления проверить расчеты чертежа устройства подпорной стенки на Повалихинском элеваторе (по поручению Нижегородской Городской управы от 18 декабря 1896 г.). (Чертеж не был рассмотрен из-за отсутствия пояснительной записки к проекту) (ф. 5, оп. 49, д. 13456).
    4 ноября 1896 г. Строительное отделение Городской Управы на Всероссийской выставке 1896 г. уведомило контору Товарищества «Р. фон Гартман и Ко», что «предполагаемое временное помещение для котла у нижней станции Кремлевского элеватора может быть поставлено при условии, чтобы стенки и потолок его были обиты по толстой кайме листовым железом, с внутренней стороны, и чтобы тесовая постройка эта была поставлена в расстоянии не менее 30 аршин от стенки станции, на находящемся там колодце… По миновании же зимы постройка эта должна быть снесена».
    Строительное отделение Нижегородского Губернского правления и Старший фабричный инспектор выдали разрешительный билет (ф. 5, оп. 49, д. 13442).
    18 августа 1898 г. Комиссия из техника строительного отделения, городского архитектора и чиновника почтово-телеграфного ведомства, под председательством губернского инженера К.Г. Иванова и в присутствии доверенного от общества электрических дорог освидетельствовала элеваторы электрической железной дороги в г. Н. Новгороде в отношении безопасности движения по ним. Комиссия осмотрела Кремлевский и Похвалинский элеваторы, проделала опыты для определения исправности движения и действия тормозов. Тормоза действовали исправно, движение вагончиков быстро останавливалось, прием ощутительных толчков не было. Тросы, подобные тем, что использовались на элеваторах, были переданы на Сормовский завод с просьбой испытать их прочное сопротивление на разрыв механическим способом, после чего определить наименьшую толщину, при которой могут быть допущены тросы на элеваторах (потом послали их на Обуховский сталелитейный завод на испытание). Распорядились на каждом элеваторе иметь журнал, в который ежедневно техник Русского Общества Электрических Дорог, «за собственным подписом», должен после ежедневного же осмотра элеваторов до начала их движения вписывать все то, что он нашел при осмотрах элеваторов. И, наконец, в каждом элеваторе на кассовых будках должно было быть объявление, что жалобные книги находятся у кассирши и что книгу эту должна выдавать кассирша немедленно лицу, желающему занести в нее жалобу. Движение должно быть равномерное (ф. 5, оп. 49, д. 14190, л. 418).
    В деле «По резолюции Губернского Правления об освидетельствовании элеваторов электрической железной дороги» от 1898 г. имеются чертежи на синей бумаге вагонов элеватора и расчеты нагрузки на тросы элеваторов (ф. 5, оп. 49, д. 14190, лл. 17, 19, 20). Копированию на черно-белом ксероксе чертежи не поддаются.
    В 1903 г., 31 октября, ввиду имевшихся недоразумений между владельцами трамвайного парка и пассажирами, Нижегородской Городской Думой были приняты обязательные постановления о порядке пользования электрическими железными дорогами и элеваторами. Городская Управа подписала договор с Р. К. фон Гартманом и Правлением Русского общества электрических дорог (ф. 5, оп. 50, д. 16132).
    За советский период в фондах Нижегородских губисполкома, губкоммунотдела, крайисполкома и Горьковского горисполкома имеются следующие сведения о фуникулерах.
    В 1921 г. органы власти предпринимают усилия для ремонта фуникулеров. В фонде Нижгубисполкома имеется недатированная телефонограмма исполкома за 1921 г. о необходимости завершения ремонтных работ с помощью поставок запчастей с бывшего завода Фельзер (ныне РУМО), а также одновременно ставится вопрос об изыскании средств на продолжение и завершение работ. Председатель Нижгубсовнархоза в своем письме в губисполком сообщает, что «отпуск материалов для ремонта подвесной дороги может быть произведен нами по представлении в совнархоз технически обоснованной сметы и соответствующих расчетов на материалы». Отдел труда губисполкома сообщает, что для ремонта подвесной дороги выслана рабочая сила: 10 чернорабочих, 2 слесаря, 1 кузнец и 1 столяр.
    В копии письма Председателя Нижгубисполкома в заводоуправление быв. Фельзер от 16 мая 1921 г. говорится о выполнении заказа на 60 штук колес, 48 штук роликов и 12 штук стоек для срочного пуска подвесной дороги, а также о поставке 16 стоек, 8 валиков и 16 шкивов от Сормовского завода. Сведений о завершении ремонта элеваторов не обнаружено.
    В протоколе № 9 от 08.04.1926 г. заседания Президиума Нижегородского горсовета значится, что в виду фактической замены Кремлевского элеватора Зеленской трамвайной линией и из-за убыточности Кремлевского элеватора (отсутствие пассажиров) этот фуникулер подлежит закрытию с 9 апреля 1926 г.
    Похвалинский фуникулер закрыт не был, т.к. «является одним из удобств для городского населения»; он подлежал ремонту и должен был продолжить работу.
    В протоколе № 26 от 29.07.1926 г. заседания Президиума Нижегородского горсовета, в пункте 12 сказано, что горсовет согласен с предложением треста Мехтранспорта об открытии на время проведения Нижегородской ярмарки Кремлевского элеватора.
    В протоколе № 25 от 17.11.1927 г. объединенного заседания коммунальной и налоговой секций Нижегородского совнархоза говорится о том, что 4 августа 1927 г. Кремлевский элеватор отремонтирован и пущен в действие. Фуникулер прекратил работу с вторичным закрытием Нижегородской ярмарки в 1929 г.
    В документах архивного фонда Горьковского горисполкома имеется решение № 828 от 28.07.1946 г. «О проектно-изыскательных работах по сооружению Кремлевского эскалатора (так в документе). Исполком решает ассигновать 200 тысяч рублей на проектно-изыскательные работы за счет средств благоустройства города, а также предложить управлению благоустройства и Горфо оформить финансирование работ через Комбанк. Проектно-изыскательные работы и строительство поручались «Метропроекту».
    Технической документации на фуникулеры в архиве не имеется. Фонд «Метропроекта» на хранение в архив не поступал.
    Использованы при подготовке информации документы Центрального архива Нижегородской области: ф. 77, оп. 7, д. 18, лл. 3 – 4, 12 – 18 об; ф. 56, оп. 1, д. 533, л.76, 99, 457, 200об, 220; д. 1756, л. 140; д. 507, л. 41, 54, 59, 107 – 109; д. 396, л. 248, 258, 258 об; ф. 78, оп. 1, д. 715, л. 38 б. – 39, 40 – 42; д. 997, л. 40 – 41, 123; д. 1146, л. 284 об; ф. 78, оп. 6, д. 114, л. 63 об; д. 127, л. 183; ф. 2626, оп. 1, д. 1062, л. 14; д. 1438, л. 190 - 191.

Подготовила А.А. Медведева



Назад