Имя Анны Дмитриевны Мысовской не принадлежит к крупным литературным именам. Она не вписала золотых страниц в историю русской литературы. Но все же А.Д. Мысовская – это одно из ярких и удивительных явлений культурной жизни Нижнего и России второй половины XIX – начала XX столетия.
    Анна Дмитриевна родилась в 1838 году в городе Коломне в семье военного врача Д.Г. Краснопольского, который в 1844 году был переведен на службу в Нижний Новгород. Семья жила небедно, отец владел имениями в Семеновском уезде, деревней Репьевка Лукояновского, деревней Кудрешки Горбатовского уездов. В 1849 году отец отправил свою дочь учиться в Москву в пансион, но закончить его она не смогла, так как заболела. Таким образом, полного образования не получила и всю жизнь занималась самообразованием. Годы юности Мысовская провела в Нижнем Новгороде. Выйдя замуж за друга своего брата Павла Мысовского, она переехала в Литву, но не надолго. Вскоре, расставшись с мужем, Анна Дмитриевна в 1874 году вернулась в Нижний Новгород, в котором провела всю оставшуюся жизнь. Нижегородский период творчества Мысовской продолжался почти 40 лет до самой ее смерти в 1912 году.
    Относительно своего образования Анна Дмитриевна в одном из писем к А. Островскому пишет: «Я знакома со многими предметами и хотя эти познания не слишком глубоки и обширны, не могут мне доставить диплом ученого, но и не настолько поверхностны, чтобы служить одним украшением салонной болтовни... Знаю три языка: французский хорошо, польский и немецкий – порядочно».
    Писать Мысовская начала рано. Вначале писала для себя, не думая отдавать в печать. Один студент без ведома поэтессы переслал несколько стихотворений в журнал «Отечественные записки». Н.А. Некрасову понравились эти стихи, и он опубликовал их в одном из номеров. В них поэтесса возмущается пустотой интересов окружающего ее общества и призывает к разумной деятельной жизни.
    Под влиянием Некрасова Мысовскую все больше начинает интересовать жизнь и быт народа. Находясь в имении Кудрешки, она занимается местным нижегородским фольклором: обрабатывает народные сказки, басни, народные предания, делает зарисовки быта.
    Вот одна из зарисовок, где в форме басни высвечена знаменитая «российская показуха»:

Везде, куда чужой нечасто

смотрит глаз,

Держи хоть целый век

Навоз и мусор в груде,

Но украшай все то,

что ставишь напоказ.

    Один местный музыкант К.Д. Клочков, попросил написать Анну Дмитриевну либретто на «Снегурочку» А.Н.Островского и показать его писателю. А поскольку заниматься переделкой произведения без ведома писателя нельзя, Мысовская написала писателю письмо, с которого и началось творческое сотрудничество. А.Н. Островский был в восторге от таланта поэтессы. В одном из писем он писал: «Вы превосходно пишете стихи: после смерти графа А. Толстого никто так не владеет русским стихом, как Вы». Островский отдавал должное поэтическому таланту Мысовской, в то же время указывал на ограниченность тем, на недостаточность отделки форм. Переписка знаменитого драматурга с нижегородской поэтессой продолжалась несколько лет. По поручению Островского Мысовская перевела комедию де Банвилля «Жена Сократа» и переработала английскую феерию-комедию «Белая роза», которая должна была служить первым опытом в осуществлении плана Островского по замене балета драматизированными сказками. В дальнейшем был намечен еще перевод Мысовской ряда мольеровских пьес для репертуара Малого театра. Но неожиданная смерть Островского прервала все эти начинания. Однако комедия «Сократ и его жена» была поставлена в Малом театре в 1886 году, а также на сцене нижегородского городского театра в 1881 году. А.Н. Островский для Мысовской был наставником, он направлял ее творчество. С его смертью начинается период метаний и исканий Мысовской. В это время она переводит Г. Гейне, П. Бурже, П. Деруледа, А. Мицкевича, Сырокомлю. Особенно хорошо получились переводы поэм и стихов А.Мюссе. Она одна из первых раскрыла его творчество для русского читателя. Ее имя стоит в ряду с именами лучших переводчиков Мюссе, таких как И.С. Тургенев, В. Брюсов.
    С приездом В.Г. Короленко в Нижний Новгород в 1885 году Анна Дмитриевна скоро знакомится с ним и входит в «короленковское» окружение. С 1886 года в маленьком деревянном домике, где жила Мысовская (ул. Тихоновская, ныне Ульянова, 22) стали собираться видные литературные деятели, нижегородская интеллигенция. На ее еженедельных пятницах, а позже субботах бывали В.Г. Короленко, Н.Ф. Анненский, С.Я. Елпатьевский, И.С. Рукавишников, А.М. Горький. С.М. Парийский вспоминает: «С мягкой теплой отзывчивой душой она всюду вносила с собой отрадное оживление, своим присутствием, своей мерной, спокойной речью и искренним добродушным смехом». В ее доме устраивали литературные вечера, обсуждали новые стихи, рассказы, исполнялись романсы, арии из опер, а также важные вопросы городской жизни. Здесь читались спасенные Мысовской письма И. Кулибина, содержащие ценные сведения из жизни знаменитого механика-самоучки (эти письма она нашла в своем имении Кудрешки). В ее доме часто бывал молодой А.М. Горький. Известно, что Мысовская переложила и инсценировала поэму «Война мышей и лягушек» для благотворительного детского утренника. Позднее, когда Горький уехал из Нижнего Новгорода, Мысовская продолжала интересоваться его творчеством, а тот в свою очередь помогал в издании ее переводов. Позднее литературные вечера в доме Мысовской стали носить политический характер. Сюда приходило много революционно настроенной молодежи, которую Мысовская призывала к самоотверженному труду, науке, борьбе за счастье народа.

Друзья, вперед под знаменем науки,
Без пошлых чувств, позорящих страстей.
Кто хил и слаб, тому протянем руки,
Чем больше нас, тем будем мы сильней!

    В начале XX века Мысовская активно сотрудничает с газетами. Основными жанрами становятся сатирическая сказка, политический стих, басня.

Филантроп

- К тебе я прихожу, мой милый, за советом:
Куда мне поместить детей-полусирот?
Маляр, что у тебя работал прошлым летом,
Разбился и лежит в больнице целый год.
Семья без всяких средств. Живут в сыром подвале,
Жена, старуха-мать, при них ребят штук шесть,
Такая мелюзга... да старшему едва ли
Из этих малышей лет семь иль восемь есть!
Ты рьяный филантроп, да и патрон к тому же
Домов призрения, так поместить в приют
Похлопочи детей: при наступившей стуже
Бедняжки с холоду и голоду умрут.
- Как ни жалею я всех бедняков семейных,
Я им служить теперь возможности лишен:
Мне больше дюжины обедов юбилейных
Придется в нынешний устраивать сезон.

    Острое восприятие фактов, наблюдательность, умение видеть главное в настроении общества - делало произведения Мысовской актуальными.
    Она точно определяет роль поэта в обществе, по ее мнению, только тот поэт:

Кто к высшим целям направляет
Людского разума полет,
Кто общей горестью страдает
И общей радостью живет.

    Целый ряд стихотворений А.Д. Мысовская посвящает женщинам, положению их в обществе. В стихотворении «Перед балом» она с горечью говорит о бесполезной жизни светской женщины, об отсутствии у нее интересов.

Ты блестишь на житейской поляне,
Как пустой фосфорический свет.

    Мысовская как агитатор призывает женщин к активности, встать на путь трудовой деятельности и служения обществу. В качестве примера может служить ее «Песня интеллигентных женщин», представляющая переделку студенческого гимна «Гаудеамус».

Дружно, женщины, вперед
В путь труда святого!
Будем весело трудиться:
Жизнь не ждет, когда ж промчится,
Не вернется снова!
Мы сумеем обойти
Топь житейской тины:
И у нас есть, без сомненья,
Разум, воля и терпенье,
Как и у мужчины!
Станем славить честный труд
И любовь к науке.
Пусть ей служат все на свете:
Наши сестры, братья, дети,
Наших внуков внуки!

    Интересно, что Мысовская многие произведения пишет от мужского лица, хотя не придумывает себе мужского псевдонима. Ярким примером может служить любовная лирика поэтессы.

В твоем окне свеча горела,
Она сквозь мрак меня влекла...
Но сожалеть ты не умела –
Ты мне дверей не отперла.

    И еще пример:

От одной бы тебя я услышать желал
Задушевное, теплое слово
Чтобы в натиске гроз, налетевших, как шквал,
Не разбиться от бури суровой.
Ты одна облегчить можешь бремя тревог,
Как спастись от которых – не знаю:
Ведь все то, что умом разрешить я не мог,
Сердцем я при тебе понимаю.

    Стоит заметить, что и любовная лирика занимает скромное место в творчестве Анны Дмитриевны. Гражданская лирика Мысовской становится своеобразной маской, позволяющей ей скрыть переживания и комплексы от внимания посторонних.
    Будучи в 1910 году избранной в члены Нижегородской Губернской Ученой Архивной Комиссии Анна Дмитриевна живо интересовалась ее работой и исследованиями. Особенно ее интересовали исторические разыскания комиссии, древние летописи истории нижегородского ополчения 1611-1612 гг. Ее даже просили написать гимн в честь героев Нижегородского ополчения. Не успела... Умерла в 1912 году, в год юбилейных торжеств, посвященных 300-летию Нижегородского ополчения.
    Не повезло поэтессе и с изданиями ее произведений. В 1910 году книжным издательством «Ясли» был издан первый том ее сочинений. Но издательство подошло к этому несерьезно: стихотворения были не отредактированы, в книге было много опечаток. Мысовская решила передать право литературной собственности на свои произведения уважаемой ею Архивной Комиссии. К сожалению, смерть помешала оформить ей эту передачу. Но Архивная Комиссия решила продолжить работу по подготовке к изданию ее книг: следовало провести большую подготовительную работу, разобрать архив Анны Дмитриевны, собрать от ее друзей подаренные им стихи и пр. На это требовался не один год. В 1917 году была ликвидирована Ученая Архивная Комиссия, и произведения Мысовской так и не были изданы.
    Последние годы под влиянием тяжелой болезни настроение поэтессы было окрашено в пессимистические тона, проскальзывали неудовлетворенность жизнью, сознание того, что напрасна была жизнь, что она так ничего не сделала для общества. Это отразилось в одном из ее последних стихотворений:

Мой путь пройден, я жду покоя,
Хочу не думать ни о чем
И все страданье прожитое
Печальным кажется мне сном.
Куда неслась, куда стремилась,
Чего искала и ждала...
Зачем жила, зачем родилась –
Мне жизнь ответа не дала.

    Трудно согласиться с поэтессой, так как А.Д. Мысовская была довольно значимой фигурой своей эпохи. Вся ее жизнь служит тому подтверждением.

Автор-составитель О.П. Русакова,
зав отделом обслуживания



Литература

1. Анна Дмитриевна Мысовская. Первая нижегородская поэтесса. // Замечательные женщины-нижегородки XIX – начала XX в. : Биобиблиогафические очерки / авт.-сост. О.В. Григорьева – Н. Новгород, 2007. – С. 28-33.
2. Габелев М. А.Д. Мысовская (1840-1912) // Писатели-нижегородцы : забытые имена : критико-биогр. очерки. - Горький, 1960. – С. 61-82.
3. Кулышева И.С., Таланова А.Н. «Женский вопрос» в творчестве А.Д. Мысовской [Электронный ресурс] / И.С.Кулышева, А.Н.Таланова. – Режим доступа: www.fil.unn.ru/fif/kraevedenie/http
4. Лебединская Г. Первая нижегородская поэтесса // Н.Новгород : лит.-худож. журнал, 1998. - № 11. – С. 245-247.
5. Парийский С.М. Памяти А.Д. Мысовской // Люди Нижегородского Поволжья. Т. XVI. Вып.1. – Н.Новгород, 1913. – С. 1-8 (Действия НГУАК).
6. Смирнов Д. Нижегородская старина. – Н.Новгород : Нижегор. ярмарка, 1995. – С. 547-548.


Назад