Якоб Леви Морено – социальный психолог и психиатр. Чем замечателен: опираясь на психоанализ и гештальт, Морено изучал психологические взаимоотношения людей в малых группах; исходил из того, что, кроме макроструктуры общества, изучаемой социологией, существует внутренняя неформальная микроструктура, образуемая переплетением индивидуальных влечений, притяжений, отталкиваний, для исследования которой он предложил социометрию. В тех случаях, когда внешняя, формальная структура группы не соответствует внутренней, по Морено, тогда имеет место конфликт. Для их выявления и лечения Морено предложил психодраму, получившую широкое распространение в социальной психологии и психиатрии как действительно эффективный метод. (Психодрама - в буквальном переводе с греческого это слово означает «действие души», ключевое слово – «действие». В отличие от существовавших к началу 1920-х методов психотерапии, психодрама не была «разговорным» жанром. Проблема пациента, который в психодраме называется протагонистом, то есть актером, играющим главную роль, решалась с помощью разыгрывания ее на психодраматической сцене). Самое простое для понимания что есть психодрама: ролевая децентрация и ролевое переживание являются потребностями индивида, и это мы помним еще из детства. Разве можно одним лишь любопытством объяснить то, сколько раз мы перечитываем в детстве «Мущкетеров» или пересматриваем «Три орешка для Золушки»? Да и в зрелом возрасте мы возвращаемся к любимым книгам! Но - это лишь для некоторого упрощения.

Биография

    Якоб Леви Морено родился 18 мая 1889 года в Бухаресте в семье сефардских евреев из Оттоманской Порты. Отец его, Морено Ниссим Леви из Плевны (1856–1925), был купцом, чьи родители перебрались в Плевну из Константинополя. В 1925 году, вскоре после смерти отца и по прибытии в США, Якоб Леви возьмёт имя отца в качестве фамилии, и станет известен миру под именем Якоба Леви Морено («Морену» по-сефардски «Учитель»). Мать Морено, Паулина Янку Вольф (1873–1933), происходила из Калараша. Морено был старшим из шести братьев и сестер. Разговорным языком в семье был ладино. Детство Морено окутано легендами, из которых примечательна одна, имеющая непосредственное отношение к психодраме.
    Однажды Якоб вместе с соседскими детьми забрался в подвал дома. Якоб предложил играть в Бога: «Я буду Богом, а вы – моими ангелами». Дети согласились, и общими усилиями соорудили из столов и стульев «небо». Якоб сидел на вершине этой пирамиды, а дети бегали вокруг него, махали руками и пели, изображая ангелов. Один из них спросил Якоба, почему он не летает. Мальчик попытался лететь, упал и сломал себе руку. Морено считал этот случай первым опытом психодрамы, и часто определял свой метод как «психотерапию павших богов». Очень поэтично).
    В 1895 году семья переезжает в Вену, а в 1905 году – в Берлин, а 14-летний Якоб Леви остаётся в Вене, и больше никогда не живёт вместе с родителями. Примерно в это время Морено переживает некий мистический опыт, во многом определивший его судьбу. Морено описывает, как он стоит перед статуей Христа в небольшом немецком городке, и чувствует, что должен принять решение: «Стоя перед статуей, я начал понимать, что мне предстоит принять решение, которое определит всю мою дальнейшую судьбу. Я думаю, все люди в юности принимают подобное решение. И тогда наступил мой момент. Передо мной стоял вопрос, что я должен выбрать как моё: всю вселенную или мою семью, род, из которого я произошёл? И я выбрал вселенную – не потому, что моя семья была хуже других семей, но потому, что я хотел жить для чего-то большего, для того мира, к которому принадлежал каждый член моей семьи и куда я желал бы их вернуть. Моё решение означало, что все люди – это мои братья и сестры, что все матери и отцы – это мои матери и отцы, что все дети, кем бы ни были их родители, – это мои дети, а все женщины — мои жёны, что всё имущество этого мира – моё имущество, и, напротив, всё, что есть у меня, принадлежит всему миру». …Сейчас тяжело это читать: двадцать лет назад я стояла в Копенгагене, в музее перед статуей Христа Торвальдсена, и… Слава Богу, речь не обо мне, а о великих!) …Следствием этого озарения стало стойкое убеждение Морено, что «истинная психотерапия может быть только психотерапией всего человечества». Это высказывание Морено часто воспринимают как броскую фразу, а зря, ибо это – фундамент философии, методологии, теории и практики групповой психотерапии, социометрии и психодрамы…
    В 1909 году Морено поступает в Венский университет, где изучает философию и медицину. На первых курсах Морено готовил себя к карьере общепрактикующего врача, его обращение к психиатрии относится примерно к 1913-14 году. Со студенческими годами связана ещё одна легенда, касающаяся встречи Морено и Фрейда. После одной из лекций Фрейда студенты столпились вокруг мэтра, и Фрейд спросил Морено, чем он занимается. Ответ был таким: «Доктор Фрейд, – ответил я, – я начал там, где вы закончили. Вы работаете с людьми в искусственной обстановке вашего кабинета, я встречаю их на улицах и у них дома, в их естественном окружении. Вы анализируете их сновидения и мечты, я пытаюсь сделать их смелыми, чтобы они могли мечтать снова. Я учу людей играть Бога»… Фрейд посмотрел на меня озадаченно и улыбнулся». В ответе самоуверенного юноши можно увидеть зачатки философии Встречи, лежащей в основе психодрамы.
    Это – великое открытие: то, что ляжет в основу экзистенциального понимания взаимодействия, у Бубера «Я и Ты», у Морено – более прикладно – соотнесенное с реальностью восприятие и вытекающее из него отношение двух (или нескольких) человек. Итак, первое – понятие Встречи… Односторонней полемикой с теорией Фрейда пропитано большинство работ Морено, и не только Морено).
    Психодрама же как метод психотерапии формировалась годы. Её созданию способствовал интерес Морено к театру. В студенческие годы Морено проводит несколько «стихийных психодрам», он организует детскую театральную группу, спонтанно разыгрывавшую импровизации в венском парке. Важным эпизодом в развитии групповой психотерапии стала работа Морено с венскими проститутками (1913 год). Вот выводы, которые сделал Морено в итоге этой работы: «Уже тогда меня поразили четыре аспекта групповой психотерапии, позже они стали основами групповой психотерапии любого рода: 1) автономия группы; 2) тот факт, что у группы есть своя структура, и стоит о ней узнать как можно больше; групповой диагноз является предварительным условием групповой психотерапии; 3) проблема коллективности; проститутки представляли собой какой-то общий социальный порядок со своими паттернами поведения, ролями и т.д, что окрашивало любую ситуацию, независимо от отдельных участников группы и конкретной группы в целом; 4) проблема автономности и безымянности… В групповой терапии существует тенденция к безымянности её членов, границы между отдельными Эго ослабляются, важность приобретает сама группа как единое целое».
    В 1914-15 годах тремя книжками издаётся сборник «Приглашение к встрече» , в общих чертах отражающий философию Морено. В эти годы Морено работает в Миттендорфе, в австрийском лагере для беженцев. Он приходит к выводу, что, если при распределении людей по баракам учитывать их национальность, вероисповедание, политические взгляды и проч., то можно сделать их жизнь более счастливой. Он даже пишет соответствующее письмо министру внутренних дел, в котором называет свой подход социометрией. Параллельно с теоретическими взглядами Морено оформляются и его философские взгляды.
    В 1917 он окончил Венский университет, получил диплом врача. С 1918 года начинает выходить журнал «Daimon», редактором, а затем и совладельцем которого он стал. В журнале публиковались самые известные люди Европы. Сам Морено в 1920 году обнародовал в этом журнале свою работу «Слова Отца» , являющуюся, по мнению биографов Морено, итогом его развития, манифестом его философии. С 1921 года Морено начинает систематически использовать психодраму, ещё не называя так свой метод и отнюдь не считая себя психотерапевтом.
    Первый опыт был связан со случаем мужчины, решившего покончить с собой. Но окончательное оформление психодрамы как метода психотерапии связывают со «случаем Барбары» (1922 год). К Морено обратился Георг, муж молодой актрисы по имени Барбара, игравшей в театре невинных девушек и прекрасных женщин. По его словам, дома, наедине с ним, она становилась настоящей фурией: грязно ругалась и бросалась на него с кулаками. Морено предложил Барбаре на публике, в экспериментальном театре, сымпровизировать роль проститутки, разговаривающей со своим сутенёром. Барбара ругалась как матрос, потом убегала от разъярённого сутенера, пока не была им «убита». Публика была шокирована, но Барбара чувствовала себя счастливой. После этого она стала играть роли проституток, озлобленных любовниц. Постепенно менялось её поведение и в быту: скандалы теперь если и происходили, то были кратковременными и не были столь страстными, как раньше. Через некоторое время они начали играть на сцене вместе с Георгом, сначала отыгрывая то, что происходило у них дома, а затем проигрывая воспоминания детства, фантазии и планы на будущее.
     «Через некоторое время мы с Барбарой и Георгом сидели втроём в театре. Они снова открыли самих себя и друг друга или, точнее, они открыли себя и друг друга впервые». В этой работе присутствуют наиболее значимые элементы психодрамы: сцена, зрители; директор, протагонист, вспомогательные Я; самопрезентация, обмен ролями; инсайт-в-действии. В том же, 1921 году, в венском Театре Комедии, состоялась первая социодрама. Это произошло 1 апреля, в День Дураков. Морено попытался вовлечь зрителей в разыгрывание сцены о политической ситуации в Австрии. Представление провалилось, но этот день празднуется всеми психодраматистами мира как день рождения психодрамы. Морено же сделал из этого опыта вывод о необходимости разогрева зрителей, которых он хотел вовлечь в действие.
    В 1924 году выходит книга Морено «Театр спонтанности». В ней Морено выделяет 4 типа театра: театр конфликта (аксиодрама), непосредственный театр (театр импровизации), раскрывающий творческие способности с помощью воображения, терапевтический театр, в котором люди играют самих себя, театр творения, основанный на самоактуализации каждого человека. В 1925 году перед Морено встаёт вопрос об эмиграции из Австрии. Он рассматривал два варианта: США, где к тому времени уже жил его брат, и Советский Союз. Морено выбрал первое, и слава Богу! …Первые пять лет в Америке не ознаменовались заметными свершениями, Морено обустраивался в новой для него стране. В 1928 году он получает американское гражданство. 1931 год – очень насыщенный год в его жизни. 5 апреля в театре «Гильдия» состоялось официальное открытие «Театра импровизации». В это же время ему поручают провести исследование в тюрьме Синг-Синг. Использовав в качестве основного метода социометрию, Морено на заседании Американской психиатрической ассоциации представляет результаты исследования и предложения по классификации заключённых, с помощью которой в тюрьме можно было бы создать более здоровое сообщество. На этом заседании впервые в истории психиатрии Морено употребляет термин «групповая психотерапия». После доклада Морено пригласили провести исследование в Нью-Йоркской государственной школе для девушек. В 1932 году Морено приступает к работе. Хадсоновский (по имени школы) проект Морено длился два года и позволил осуществить основные идеи Морено: в Хадсоне использовалась и социометрия, и психодрама, и социодрама и групповая психотерапия.
    В 1934 Морено публикует основополагающую монографию «Кто выживет?» , ставшую «Библией» социометрии (на русский ещё не переведена). В 1936 году Морено открывает собственную психиатрическую лечебницу «Бикон-Хилл», которая становится одновременно лабораторией и учебным центром. Здесь собирались друзья и единомышленники, отсюда психодрама начала распространяться по всему миру. В 1941 году в государственном учреждении – госпитале «Сент-Элизабет» официально открывается психодраматический театр и появляется официальная должность специалиста по психодраме. Со временем психодраматическая сцена становится частью психиатрических отделений многих госпиталей и психологических факультетов факультета. Так, в 1949 году, усилиями Генри Мюррея, театр психодрамы появляется при Гарвардском Университете. В 1942 году Морено создаёт в Нью-Йорке Институт социометрии и Театр психодрамы. В том же году Морено вместе со своей будущей женой основывает Общество психодрамы и групповой психотерапии. Кроме того, с 1943 года Общество проводит ежегодные конференции и разрабатывает стандарты обучения психодраме. Формальное обучение проводилось на базе психодраматических институтов. В 1946 году Морено выпускает книгу «Психодрама. Том 1». С 1950 года Морено начинает путешествовать по всему миру. Он посещает Францию, Великобританию, Германию, Австрию, Испанию, Италию; также Морено рассылает по миру своих учеников в качестве преподавателей психодрамы.
    В течение 10 лет психодрама выходит на мировой уровень, и в 1957 году Морено становится первым президентом Международного совета по групповой психотерапии, а затем – Международной ассоциации групповой психотерапии. В 1961 году Морено создаёт Всемирную академию психодрамы и групповой психотерапии. Первый международный конгресс по психодраме состоялся в Париже в 1964 году. В 1959 году Морено приезжает в СССР, где посещает Институт психологии и Академию Медицинских наук в Москве, Институт имени Бехтерева и Институт имени Павлова в Ленинграде. К этому времени его книга «Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе» была переведена на русский язык (в 2001 переведена заново). Однако посещение Советского Союза в то время не послужило толчком к развитию психодрамы в нашей стране, и это не удивительно.
    В 1974 году Морено перенёс серию инсультов. 14 мая 1974 года Якоб Леви Морено умер. Эпитафия на его могиле, придуманная самим Морено, гласит: «Здесь лежит человек, который принёс в психотерапию шутку и смех». И это очень, очень умно!

Книги Я. Л. Морено


  • Морено, Дж. Театр спонтанности / пер. с англ., авт. вступ. ст. Б. И. Хасан. – Красноярск : Фонд ментального здоровья, 1993.
  • Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / пер. с англ. А. Боковикова. – М. : Академический Проект, 2001.
  • Морено, Я. Л. Психодрама / пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.

    Психодрама как терапевтический метод неразрывно связана с философскими воззрениями Морено. Сам Морено видел конечной задачей психодрамы Встречу с Богом и называл свой метод «экспериментальной теологией». Он считал, что божественный акт Творения не закончен, и человек – носитель Искры Божьей, энергии, которая не может быть накоплена и она проявляется только «здесь и сейчас», в действии. (И это верно. У Александра Ефимовича Алексейчика это звучит афористически «Живет один раз, но каждый день»). Эту энергию Морено называл спонтанностью. В процессе со-творения, и только в нем, может осуществиться Встреча человека с Богом. В сборнике «Приглашение к Встрече» есть текст «Речь о Встрече». Он представляет собой диалог человека и Бога. Человек спрашивает, почему Господь все еще не пришел к нему. Бог отвечает, что он знает всех людей на земле и спешит к ним, Он – в пути. Но на этом пути от одного человека к другому существуют разломы, трещины, из-за которых Он вынужден останавливаться и вникать в положение вещей. И какова бы ни была причина задержки, человек не готов идти навстречу Ему. Чтобы Встреча с Богом состоялась, сначала человек должен встретиться с собой, затем – с теми, кто живет с ним под одной крышей, затем – с теми, кто живет с ним в одной общине, в одной стране. Только тогда возможна Встреча с Богом: «Чтобы со мною встретиться, ты должен пройти свой путь с самого начала, начать его там, откуда ты вышел, с себя; и если ты соответствовал себе – с тех, с кем ты живешь; и если ты соответствовал им – с соседей по дому; а если ты соответствовал им, то можешь продолжить свое странствие, от места к месту, не слишком быстро, не слишком медленно, так, как получится… Если же я соответствовал всем положениям и тем, кого встречал я, …тогда во встрече с Тобою нет больше трещины, нет разлома, нет зла, нет досады, нет неловкости, нет несовершенства. Тогда встреча является завершенною… Тогда я быстро следую вперед. …Нет ничего, что помешало бы мне встретиться, мое чувство исцелено, узел развязан, встреча завершена». То есть, практический терапевтический подход в психодраме основывается на заключенной в методе возможности многоуровнего общения:
1) На возможности встречи с самим собой; 2) На возможности встречи с «Ты» в рамках реального жизненного сообщества; 3) На возможности встречи с членами малой группы или иных, возможно, более крупных групп, например этнических, в их социометрическом переплетении с естественными жизненными группами или изображенных на сцене; а также на возможности встречи с членами психодраматической группы в ситуации «здесь и теперь»; 4) На возможности встречи с миром как в социальном, так и в космическом значении.
Отсюда становится понятным и это: «подлинно терапевтический метод не может иметь своим объектом меньшее, чем человечество». Психодрама в этом случае становится средством прийти к самому себе, а групповая психотерапия и социометрия – способом встретиться с Другими… И, все-таки, надо сказать о Мореновской теории спонтанности! Согласно Морено, развитие человека невозможно описать ни биологической, ни социальной его обусловленностью. Для того чтобы описать развитее человека необходимо учитывать спонтанность. С чем едят? Спонтанность – это адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые условия. Проявления спонтанности могут быть как конструктивными, так и деструктивными, это понятно. Спонтанность – это энергия, подавление которой приводит к неврозу, а вот бесконтрольное проявление – уже к психозу. «Формирующую субстанцию» для конструктивного проявления спонтанности Морено назвал креативностью. Если спонтанность дает толчок к действию, а креативность придает ему конструктивную форму, то результатом этого процесса становятся культурные консервы. Культурным консервом является, например, опубликованная книга, записанное музыкальное произведение. В случае психотерапии культурным консервом является полученный в результате психотерапевтического процесса новый способ поведения, мышления и чувствования. Морено относился к культурным консервам отрицательно, видя в них препятствие к творчеству, однако признавал их необходимость, ибо, ибо Спонтанность – креативность – культурные консервы есть цикл творчества! Консервы можно «расконсервировать», приложив к ним новый творческий импульс, и тогда цикл повторяется… приводя к появлению новых консервов. Морено описал три типа проявления спонтанности в человеческом общении: перенос, вчувствование (эмпатия) и теле. Под переносом Морено, вслед за Фрейдом, понимал перенесение собственных чувств и представлений на партнера по общению. В результате партнер предстает как объект бессознательных представлений, а само общение не соответствует реальности. Кому не знакомо? Сознаемся-сознаемся)))… Вчувствование – это способ общения, предполагающий способность на время отказаться от своего видения партнера, объективно воспринимать исходящую от него информацию и проникнуться его эмоциональным состояние. Эмпатия представляет собой более здоровый, чем перенос способ взаимодействия с людьми, однако и тут партнер по общению остается пассивным объектом восприятия, так как эмпатия не способна дать удовлетворительного объяснения процессам внутри социальной конфигурации или двусторонним переживаниям в психодраматической ситуации. …Истинная Встреча между двумя и более людьми, встреча, объединяющая «Я» и «Ты» в «Мы», возможна только в том случае, если все партнеры являются активными субъектами общения. Такой способ общения Морено назвал теле. Теле – это соотнесенное с реальностью восприятие и вытекающее из него отношение двух (или нескольких) человек. Общение, основанное на теле, характеризуется креативностью. В его основе лежит взаимное принятие роли. Теле-отношения – это не обязательно «отношения в любви», учитывающая реальность конкуренция со всеми враждебными чувствами между партнерами так же может быть основана на теле)). Именно теле-отношения являются истинным предметом взаимодействия в групповой психотерапии.

Групповая психотерапия

    А идея групповой психотерапии естественно вытекала из философии Встречи. Если встретиться с Богом (обрести свою спонтанность) человек может, только встретившись с другими людьми, то очевидно, что психотерапия как способ Встречи в группе более эффективна, чем психотерапия один на один. Эта форма работы, широко распространенная сегодня, в начале прошлого века была революционной. Задачей групповой психотерапии является создание психотерапевтического сообщества, или преобразование существующего сообщества с его формальной иерархией, в психотерапевтическое, основанное на теле-отношениях. Эту задачу можно решить, используя психодраму.

Социометрия

    В психотерапевтическую триаду Морено, помимо психодрамы и групповой психотерапии, входит социометрия. Вне этих рамок даже обмен ролями перестает быть психодраматической техникой, а непсиходраматические техники, внесенные в этот контекст, напротив, становятся драматическими. Социометрия – это способ измерения межличностных отношений, призванный обнаружить глубинную, основанную на теле-отношениях структуру группы, в отличие от формальной ее структуры. Если в комнату входят, скажем, десять незнакомых между собой человек, то каждый из них, осознанно или неосознанно, формирует свое впечатление об окружающих и делает свои выборы. Эти выборы основываются на силах притяжения – отталкивания: Маша с Васей в разведку бы не пошла, но с удовольствием провела бы ночку, а вот с Петей будет скучно ночью, но для разведки он вполне годен). Вот они, критерии выбора. Критерии притяжения или отталкивания зависят от индивидуального опыта человека, их количество у каждого человека огромно, если не бесконечно. Разумеется, мотивация и семантика у каждого своя, и понимать критерии люди могут по-разному. Предположим, мы в группе подростков задали критерий «с кем бы вы хотели сидеть за одной партой», и получили взаимный положительный выбор Маши и Вани. Казалось бы, можно смело сажать их за одну парту, но можно и уточнить, чем они привлекают друг друга. И тогда может оказаться, что Ване Маша нравится как девушка, ему приятно с ней, а Маша выбрала Ваню потому, что он сдержанный, и не будет мешать ей заниматься. В приведенном примере выбор Маши и Вани основан не на теле-отношениях, а на переносе, Встречи не происходит. Социограмма, полученная в результате грамотно проведенной социометрии, становится материалом для психодрамы.
    Итак: психодрама как метод; групповая терапия; теория спонтанности и креативности и концепция социального атома. Очень значительные ступени. Морено действительно имеет очень заслуженное место в Учителях.

Материал подготовлен
главным библиотекарем по краеведческой работе
А.А. Медведевой

Назад