МАРТИН ХАЙДЕГГЕР (1889–1976) – немецкий философ и психолог, один из создателей экзистенциализма – крупнейшая величина в нашем деле. Доктор философии (1913), профессор Марбургского (с 1923) и Фрейбургского (с 1928) университетов. Ученик и последователь Э. Гуссерля.
Два слова о биографии.

    Мартин Хайдеггер родился 26 сентября 1889 года в Мескирхе (ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия). Окончил иезуитское училище, гимназию (1909 год), поступил в университет во Фрайбурге-им-Брайсгау, где защитил докторскую диссертацию (1913 год). В 1920 Хайдеггер стал ассистентом Гуссерля. Занимался теологией, математикой и естествознанием в лицеях иезуитов в Констанце и Фрейбурге. Под руководством Генриха Риккерта он изучал философию во Фрейбургском университете, но большее воздействие на него оказала философия Вильгельма Дильтея. В 1914 г., кстати, была опубликована его диссертация "Учение о суждении в психологизме". С 1916 г. работал ассистентом Э. Гуссерля и подвергся влиянию его феноменологической философии, Хайдеггер внес серьезный вклад в развитие феноменологии вообще, но, но – взгляды Хайдеггера весьма отличаются от взглядов Гуссерля. Последний акцентировал внимание на рефлексивных и по большей части рациональных формах опыта сознания, в то время как Хайдеггер придавал особое значение лежащей в их основе экзистенциальной ситуации. Согласно Хайдеггеру, подлинное понимание должно начинаться с наиболее фундаментальных уровней исторического, практического и эмоционального существования человека – тех уровней, которые поначалу могут и не осознаваться и которые, возможно, влияют на деятельность самого разума.
    В 1927 г. он опубликовал работу "Бытие и время", ставшую его основным философским произведением. Исследовал ряд актуальных проблем человеческого существования, в т. ч. вопросы бытия и его структуры, временности, конечности, смысла, заброшенности, одиночества, тревоги, заботы, страха, свободы, истины и др. В 1933 был избран деканом факультета, до этого ряд лет проруководив за Гуссерлем его же кафедрой. (В 1929 г. возглавил кафедру философии, которой до этого руководил Э. Гуссерль). Оказавшись на вершине преподавательской карьеры, Хайдеггер вскоре вынужден был уйти в отставку.
    После войны жил вначале уединенно, но позже возобновил преподавательскую деятельность и вел ее до 1957 года. В послевоенный период активно исследовал проблемы мира, техники, языка, происхождения метафизического способа мышления, истины бытия и др. Создал оригинальные теории и соответствующий категориально-понятийный аппарат. По приглашению Л. Бинсвангера неоднократно посещал его клинику, где излагал идеи своей философии психиатрам и психоаналитикам. Оказал влияние на развитие современной философии, психоанализа и др. течений глубинной психологии, всего гуманитарного знания. Учеником его был, кстати, великий Жан Поль Сартр. Автор книг: "Кант и проблема метафизики", 1929; "Введение в метафизику", 1953; "Что такое мышление?", 1954; "На пути к языку", 1959; "Ницше", тт. 1–2, 1961 г. .
    Умер Хайдеггер в Мескирхе 26 мая 1976 г. …….Если Франкл о нем с прощением говорил, нам и подавно подобает. Тяжел он и как мыслитель, и несколько путаник как человек, но это – однозначно великая фигура.

О системе воззрений.
    Хайдеггера как мыслителя занимали, прежде всего, формы повседневного существования, или, по его словам, способы «бытия в мире». Он разделял глубокий скептицизм Гуссерля в отношении некоторых тенденций развития современной научной мысли, особенно связанных со все возрастающей зависимостью от чисто формальных, количественных аспектов математического знания и их приложением к таким далеким от них областям исследований, как социальные науки. Хайдеггер полагал, что современное научное мышление не видит различия между способом бытия человеческого субъекта и способом бытия, характерным для физических объектов. Научное мышление игнорирует само понятие бытия, сам смысл того, что значит существовать… Неглупо, да?…
    В «Бытии и времени» Хайдеггер предлагал исследовать смысл бытия и описать формы, в которых бытие себя являет, – эту задачу он называл «фундаментальной онтологией». Отправным моментом, с его точки зрения, должно быть описание наиболее близкого нам феномена бытия – человеческого существования. Однако, в отличие от Гуссерля, для которого подобное описание возможно только на рефлексивном уровне чистого сознания, Хайдеггер настаивал, что человеческое существование должно анализироваться через его конкретные отношения с социально-историческим миром, в котором человек говорит, мыслит и действует. Человеческий субъект уже «здесь», он присутствует (Dasein, здесь-бытие), «заброшен» в пред-существующий мир. Хайдеггер анализировал несколько первичных способов («экзистенциалов») человеческого «бытия в мире», таких как инструментальное обращение с вещами, понимание и истолкование мира, использование человеком языка, понимание того, что существует «другой» и забота о других, а также настроения и наклонности. В каждом из этих способов бытия человеческое существование отличается от существования объектов. Таким образом, человеческое существование объясняется исходя из контекста реальных и практических отношений человека с миром. К несчастью, человек оказывается все более поглощенным повседневными заботами и забывает о своем бытии. Он теряет чувство своей «подлинности» и впадает в усредненное существование, в «неполноценные» способы бытия в мире. Это - бестревожный путь конформизма. Человек превращается в одного из «них», вливается в анонимную толпу, принимает ее ценности и усваивает ее способы поведения и мышления. Однако, опираясь на свой глубинный, личностный опыт, человек может вновь обрести подлинность существования. Например, тревога разрушает привычные схемы жизни и отношений, что приводит к уединению. Тогда безличные «люди» больше не могут доминировать, поскольку «они» уже не дают человеку чувства комфортности и безмятежного существования. Для Хайдеггера и экзистенциалистов опыт тревоги не только освобождает человека от мертвящего конформизма, но и открывает ему его собственное бытие как бытие ответственной за свое существование личности, способной к решительным действиям. Хайдеггер подчеркивает конечный характер человеческого существования; поскольку всякий опыт носит временной характер, человек может размышлять о его границах, определяющих бытие в предчувствии смерти.
    Хайдеггер всегда полагал, что проблематика мира и «другого» является важнейшей для рассмотрения человеческого существования, однако его более поздние работы посвящены не столько проблеме индивидуальной субъективности, сколько проблемам традиционной метафизики. В работе «Что такое метафизика?» (1930 г.) и во «Введении в метафизику» (1953) он прослеживает исторические и философские корни понятия бытия и их влияние на современную «технологическую» интерпретацию природы. В своих работах о языке и литературе, таких как «Гёльдерлин и сущность поэзии» (1937), «Толкования поэзии Гёльдерлина» (1937), «Отрешенность» (1959) и «Путь к языку» (1959), он показывает, как устремления, исторические традиции и толкования, принадлежащие определенному времени, находят выражение через созерцание мыслителя или поэта. Сам процесс мышления является благодарным принятием того, что есть. Событие бытия не только случается, оно находит возможность быть «сказанным» или «начертанным». Ряд других работ Хайдеггера посвящен проблемам классической философии: «Учение Платона об истине» (1947 г.), «Кант и проблема метафизики» (1929 г), «Лесные тропы» (1950 год), «Ницше» (1961 г) и «Вопрос о вещи».

     Что хорошо прочесть у Хайдеггера, но невозможно купить:
Учение Платона об истине (1947)
Кант и проблема метафизики (1929)
Лесные тропы (1950)
Ницше (1961)
Вопрос о вещи (1962).
     А эти есть –
    Литература Михайлов А.В. Мартин Хайдеггер: человек в мире. – М., 1990.
Философия Мартина Хайдеггера и современность. – М., 1991.
Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.
Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. – М., 1993.
Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.
Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер. – М., 1999.
Мартин Хайдеггер / Карл Ясперс. Переписка 1920–1963. – М., 2001.

Счастливого чтения)

Назад