(биографические сведения священнослужителей)

Власова Елена Ивановна,
доцент Международной славянской академии
наук, образования, искусств и культуры, к.п.н.
Дегтева Ольга Владимировна,
директор церковно-исторического музея
Нижегородской епархии

     В бывшем Балахнинском уезде есть старинный храм в честь праздника Преображения Господня - памятник архитектуры XVIII-XIX веков – являющийся главной святыней села Сицкое, входящего сегодня в Чкаловский район Нижегородской области.
     В 2011 году исполнилось 180-лет с момента завершения в 1831 году строительства здесь церкви, основание которой было положено еще в царствование Екатерины II в 1789 году. Строился каменный храм на протяжении 42 лет исключительно на пожертвования крестьян – прихожан сорока двух окрестных деревень, то есть всем миром. Поэтому и получился храм Преображения Господня на славу: церковь, поставленная на возвышенности, поднималась над селом и буквально царила над округой. Очень подробно об архитектурном облике православного храма в Сицком рассказывается в публикации, сделанной в газете Православный вестник [1], поэтому не будем дублировать этот материал. Хотелось бы добавить некоторые исторические факты XIX - ХХ веков, обнаруженные в документах Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО), касающиеся священнослужителей этого храма. И в первую очередь, связанные с семейством Воскресенских – жителей села Сицкое в указанный период.
    8 февраля 1871 года в селе Сицкое в семье скромного псаломщика Константина Михайловича Воскресенского родился сын, нареченный Алексеем. Впоследствии отрок Алексей стал известным церковным писателем, рясофорным послушником, а с 1916 года – иеромонахом Димитрием. В его личном архиве, который частично сохранился в фонде Оранского Богородицкого мужского монастыря, есть рукописный рассказ «Михайлыч», из которого мы можем узнать много интересного о жизни простых служителей религиозного культа – псаломщиков, или дьячков.
     «Константин Михайлович, или «Михайлыч», как преимущественно звали его прихожане, был не Бог весть какая важная персона в духовном мире – всего только псаломщик или, говоря по-простонародному, «дьячок» Спасо-Преображенской церкви с. Сицкого, Балахнинского уезда Нижегородской епархии. И все-таки, несмотря на менее чем скромное свое положение в клире, Михайлыч был наиболее популярным лицом в приходе, более популярным, чем сами батюшки-священники, отец диакон и товарищ его – второй псаломщик. Тридцать два года служил он Господу своему в одном и том же селе, при одном и том же храме, и ушел отсюда только… в могилу. Весь приход был для Михайлыча родным: более половины его были его крестниками и крестницами; в одном доме был у него кум, в другом – кума. И все ребятишки целых 40 деревушек Сицкого прихода великолепно знали его» [2].
    Далее Алексей Воскресенский писал про своего отца: «Родился он в 1849 году в селе Шишковерди Сергачского уезда Нижегородской губернии. Отец его был священником. Доходы отца Михаила были мизерны, а семьею он был богат: целых пять сыновей и несколько дочерей было у него на шее. О жаловании духовенства того времени и мечтать не смело, а крепостные крестьяне изобиловали только своею крайнею нуждой, и отцу Михаилу, как и другим сельским священникам его времени, неизбежно приходилось от ранней весны и до самой глубокой осени вместе со всею семьею запрягаться в соху и борону, чтобы быть только сытым. И маленький Костя познакомился с земледельческим трудом, можно сказать, еще с пеленок. Правда, когда он достиг школьного возраста, отец Михаил отвез его в ближайшее Лысковское Духовное училище, но, благодаря своей бедности, мог содержать его здесь только до того времени, пока он перешел в среднее отделение. Дальше содержать своего сына отец Михаил никак не мог, и мальчик был взят домой, где под надзором отца стал практически подготавливаться к исполнению псаломнических обязанностей и помогать отцу в земледелии.
    Минуло Косте шестнадцать лет. Пора было подумать о том, как бы ему устроиться дальше в жизни. Читал он прекрасно, пел превосходно, отличаясь умом и благонравием, но юность лет исключала даже самую мысль о возможности определения его на самостоятельное псаломническое место. Приходилось выжидать, но выжидание было чрезмерно тяжело для юноши, видевшего всю бедность родного своего семейства и стремившегося хотя чем-либо быть ему полезным. Энергичный, он поступил вольнонаемным псаломщиком к Спасо-Преображенскому ярмарочному собору в Нижнем Новгороде, где и прожил целых три года. И как ни незначительно было денежное вознаграждение, получаемое юношей, но он почти целиком отправлял его семье. Через три года Константин Михайлович был определен штатным псаломщиком в село Сицкое, в котором и прожил потом всю оставшуюся жизнь» [3].
    Сопоставив факты, приведенные в рассказе «Михайлыч», можно назвать точную дату появления псаломщика Константина Воскресенского в Спасо-Преображенском храме села Сицкое – 1867 год.
    Константин Михайлович, женившись в первый раз, вскоре овдовел, и снова женился уже здесь на дочери священника из соседнего села, Фаине Ивановне, которая родила ему 12 детей: 4 сыновей и 8 дочерей. О том, как скромно жила «дьячка», можно узнать из воспоминаний Алексея Воскресенского: «А денежные его доходы не превышали 70 рублей в год, поступавшие, притом в буквальном смысле, копейками. Несмотря на свою бедность и убожество, Михайлыч, как стали звать его прихожане, каждый праздничный день считал неукоснительною обязанностью уделять свою лепту на свечку к святым иконам и на церковное блюдо. Не знакомый с роскошью, он никогда не позволял себе напиться даже чаю раньше окончания литургии в праздник, а о сохранении постов и говорить нечего» [4].
    Из рассказа «Михайлыч» становится так же известным, что родной брат автора рассказа - Александр Воскресенский - служил в 70-е годы ХIХ века священником в соседнем селе Пурех - в 15 верстах от Сицкого [5].
    Не смог Михайлыч из-за бедности оплачивать и учебу своего сына Алексея в Нижегородском Духовном училище, поэтому отроку, талантливому от рождения, пришлось в 12 лет поступить послушником в Феодоровский Городецкий монастырь.
    Алексей Константинович Воскресенский, будучи к началу ХХ века известным писателем, водившим дружбу с выдающимися иерархами Русской Православной Церкви, не забывал своих скромных родителей и, частенько наведываясь в село Сицкое, видел бедственное положение своей родной семьи.
     «Трудно и бедно было существование Михайлыча, но он терпеливо переносил эти невзгоды, никому не жалуясь. Большинство священников, с которыми ему приходилось служить, относилось к нему любовно, но бывали случаи, когда он подвергался и незаслуженным оскорблениям. Смиренно переносил он эти незаслуженные обиды, своею кротостью обезоруживая оскорбителей. Имея полнейшую возможность сменить свой приход на более лучший, дьячок Михайлыч не сделал этого: «Люди, - говорил он, - всюду люди. Что ж, уж куда послал Господь, - там и век свой доживать надобно».
    - Подожди, Михайлыч - скажешь ему, бывало, - вот, Бог даст, жалованье положат, - поправишься.
    - Где уж нам? - ответит. - Когда солнышко взойдет, до тех пор роса глаза выест» [6].
    Так и остался псаломщик Михаил Воскресенский, заболевший к тому времени смертельной болезнью, на своем родном приходе, не воспользовавшись протекцией своего известного сына.
     «28 января 1899 года послал он за духовником своим – отцом Афиногеном. Исповедался, приобщился, удостоился таинства елеосвящения и через несколько минут после того тихо уснул навеки на 50-м году от рождения.
    2 февраля, в праздник Сретенья Господня, три священника совершили над ним отпевание, и весь приход, бывший в церкви, проводил своего любимца - Михайлыча - в могилу, от души молитвенно сказав ему «Вечная память» [7].
    Мы можем предположить, что похоронили его в ограде церкви, где прихожане хоронили священников. Это кладбище сохранилось и до настоящего времени, а вот памятник царю-освободителю Александру II, который прихожане храма Преображения Господня установили в 1913 году к 300-летию династии Романовых, был разрушен в 1917 году, когда был написан Алексеем Воскресенским этот биографический рассказ о своем отце.
    Страшные последствия революции, гражданской войны затронули всех православных россиян, священнослужителей, церкви. Репрессии и гонения пережили вместе со своими прихожанами так же и последние священники Преображенской Сицкой церкви - протоиерей Иоанн Никольский и иерей Иоанн Славолюбов.
    Митрофорный протоиерей Иоанн Павлович Никольский начал свое служение в Спасо-Преображенской церкви села Сицкое в 1895 году и совершал службы в храме вместе с псаломщиком Константином Воскресенским, отпевал его в 1899 году и, возможно, лично был знаком с его сыном - писателем Алексеем Воскресенским. Родился он 30 апреля 1874 года в Нижнем Новгороде в семье дьякона, впоследствии служившего священником в селе Толоконцево Семеновского уезда. Учился Иоанн Никольский в Нижегородской Духовной семинарии. После женитьбы, 6 декабря 1895 года был рукоположен в сан священника и поступил на службу в село Сицкое, где прослужил всю свою жизнь, до осени 1937 года. На приходе отец Иоанн исполнял обязанности преподавателя Закона Божьего в Ступинском начальном земском училище. Как замечательный проповедник, батюшка являлся членом миссионерского епархиального братства Святого Креста и проводил беседы с раскольниками всего Балахнинского округа. В 1925 году отец Иоанн был назначен благочинным Чкаловского района.
    В годы советской власти этот ревностный пастырь неоднократно подвергался арестам. Причина столь пристального внимания со стороны карательных органов была связана с тем, что до революции отец Иоанн состоял членом партии «Союз русского народа». Первый раз он был арестован в мае 1918 года, после восстания местных крестьян, центром которого было село Василева-Слобода (ныне Чкаловск). Сицкого священника, как и других участников этого бунта, осудил ревтрибунал к заключению в лагерь, но впоследствии отец Иоанн был оправдан. Второй раз его арестовали в 1920 году за распространение антисоветской литературы, затем он был амнистирован и через 2,5 месяца заключения освобожден; в третий раз - в 1930 году арестовывался Городецким отделом ОГПУ за контрреволюционную агитацию, но спустя 2 месяца из-под ареста был освобожден; в четвертый раз - в 1933 году за контрреволюционную агитацию, и был освобожден также спустя 2 месяца за недоказанностью вины.
    16 сентября 1937 года отца Иоанна снова арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации в составе контрреволюционной организации, якобы возглавляемой митрополитом Феофаном (Туляковым). Благочинный Чкаловского района, митрофорный протоиерей Иоанн Никольский в ходе следствия не признал своей вины и был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией имущества.
    В обвинительном заключении следователь районного НКВД запишет о том, что Никольский Иван Павлович «...имел тесную связь с осужденными за контрреволюционную деятельность в августе и сентябре сего года… Обвиняется в том, что систематически вел антисоветскую агитацию среди колхозников и единоличников окрестных деревень и внушал подведомственным ему попам так же вести антисоветскую агитацию; совместно с попом Худяковским среди прихожан сеял недоверие к Советской власти, говорил, что она притесняет, облагает большими налогами, что советская печать лжет, а за границей пишут правду…» [8].
    Его жена, Елизавета Васильевна, пыталась узнать о судьбе отца Иоанна, в феврале 1938 года, писала письма и Народному комиссару Внутренних дел СССР Ежову Н.И., и самому И.В. Сталину с просьбой разобраться в обстоятельствах дела и сообщить о судьбе своего 64-летнего мужа.
    Из письма к Сталину: «16 сентября 1937 года органами НКВД был арестован мой муж Иван Павлович Никольский, священник села Сицкое Чкаловского района Горьковской области. Причина ареста мне не известна. Возраст ему 64 года. Кроме того, он больной астмой и пороком сердца. Какова его судьба и где он сейчас находится, не знаю. Все мои попытки узнать, где он находится и что сейчас с ним, не привели ни к чему. Ни справочное Бюро тюрьмы, ни прокурор тюрьмы, ни военный прокурор при уполномоченном НКВД по Горьковской области не дали мне ответа. При аресте он был взят в летней одежде. Зимнюю одежду и белье не принимают. Посылка с одеждой посланная почтой возвратилась обратно.
    Прошу Вас Иосиф Виссарионович разобрать дело по его обвинению и о результатах сообщить мне»
[9].
    В ответ на это обращение (письмо в Москву, естественно, за пределы Горького не было направлено, и вождь пролетариата его не читал), прокуратура сообщила матушке в устной форме о том, что: «…ее муж Никольский Иван Николаевич 22 октября 1937 года был осужден и сослан в лагеря без права переписки и что в пересмотре дела ОТКАЗАНО».
    На самом же деле, отец Иоанн Никольский из села Сицкое был расстрелян 4 ноября 1937 года вместе с другими священниками Балахнинского и Чкаловского района и погребен в общей безвестной могиле. И только 9 августа 1989 года он был реабилитирован посмертно.
    Священник Иоанн Иванович Славолюбов родился 25 августа 1868 года в селе Кечасово Сергачского района в семье священника. После окончания Сергачского уездного земского училища в 1886 году, вступив в брак, Иван Славолюбов поступил на службу псаломщиком в село Ключищи Нижегородского уезда. 19 февраля 1890 года был посвящен в сан дьякона к церкви села Успенского Макарьевского уезда. После сдачи необходимых экзаменов и аттестации, 21 февраля 1906 года, был назначен пастырем в Спасо-Преображенскую церковь в селе Сицкое. В этом храме отец Иоанн служил до конца жизни, а точнее - до его ареста сотрудниками НКВД 16 ноября 1937 года.
    Решением Заседания Тройки Управления НКВД Горьковского края от 15 декабря 1937 года Иоанн Славолюбов был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведен в исполнение, спустя семь дней - 22 декабря.
    В один день со священником Иоанном Славолюбовым был арестован и дьякон Сицкой церкви Лохов Петр Алексеевич, уроженец села Катунки Чкаловского района, получивший также высшую меру наказания и расстрелянный в один день с отцом Иоанном - 22 декабря 1937 года. У него в семье оставались жена Евлампия Михайловна и шесть человек детей.
    В 1937 году, после ареста всех священнослужителей, церковь Преображения Господня в селе Сицкое была закрыта и разграблена, колокола с колокольни были сброшены, высокий фундамент каменной ограды с кованой решеткой был разобран, и кирпич использовали при строительстве фермы. Храм превратили в склад, но часть икон местные жители смогли сохранить.
    В первый год Великой Отечественной войны в церкви разместили 120 солдат, которые рыли оборонительные траншеи в случае наступления немцев.
    Затем наступили времена полного забвения храма Преображения Господня - до 1989 года (ровно через 200 лет с его основания в 1789 году). Усилиями местных жителей, организовавших приходскую общину и собравших пожертвования на восстановление храма, с Божией Помощью он постепенно преобразился. Была восстановлена колокольня и трапезная часть церкви, возвращены сохраненные иконы. Первую службу в 1989 году во вновь открывшемся и освященном Спасо-Преображенском храме совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов).
    С августа 1997 года настоятелем Спасо-Преображенского храма был назначен иерей Александр Якимов. Отец Александр закончил Московскую Духовную семинарию, 18 лет служил псаломщиком в селе Илья-Высоково Ивановской епархии, а в 1996 году был рукоположен в сан священника.
    С назначением отца Александра восстановление Преображенского храма получило новый размах: взялись за реставрацию летнего храма, побелили стены изнутри и снаружи, восстановили конструкции семиярусного иконостаса, для которого было написано 35 икон: для 1 и 2-го ярусов мастерами из Палеха, для верхних ярусов – чкаловским художником-иконописецем Владимиром Виноградововым. Мастера из Заволжья выполнили резные Царские врата для алтаря, в алтаре был выложен новый плиточный пол.
    Несмотря на проделанную большую работу по восстановлению храма, проблемы еще остались. Прихожане, которые сохраняют церковь для будущих поколений, делают все, чтобы она была восстановлена окончательно.
    И молитвенная помощь всех священнослужителей церкви Преображения Господня, приснопоминаемых в этом храме, безусловно, поможет в возрождении этой сельской святыни.


ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Вихарев А. Храм Преображения Господня в Сицком: страницы истории. //
    Православный Вестник. (Балахнинское благочиние) 2011. № 6 (11). С. 8 – 9 (по материалам краеведа Скоковой Н.Н.) Вернуться к тексту

  2. ЦАНО. Ф. 588, оп. 1, д. 416-а, л. 48. Вернуться к тексту

  3. Там же. Вернуться к тексту

  4. Там же. Вернуться к тексту

  5. В этом рассказе, полностью опубликованном в журнале «Здравница» № 29 на сайте Благовещенского мужского монастыря, приведено много биографических фактов, касающихся членов семьи Воскресенских, и в частности, Константина Михайловича. Вернуться к тексту

  6. ЦАНО. Ф. 588, оп. 1, д. 416-а, л. 48-об. Вернуться к тексту

  7. Там же. Вернуться к тексту

  8. Цит. по материалам епархиальной комиссии по канонизации. Вернуться к тексту

  9. Там же. Вернуться к тексту



Назад