Детские железные дороги в СССР – одна из самых привлекательных и светлых страниц в истории отношения советского государства к детям. Они давали подрастающему поколению интересное, обучающее, «взрослое» занятие, помогали развиваться и совершенствоваться; на детских дорогах нередко вырастали новые кадры для взрослых стальных магистралей.
    Детская железная дорога им. А.М. Горького была построена для школьников нашего города во многом по их инициативе, поддержанной областными партийными и советскими органами. 13 мая 1939 г. на бюро Горьковского обкома ВКП (б) было принято решение строить детскую железную дорогу. 15 мая 1939 г. председателем Горьковского облисполкома была утверждена организационная структура комитета содействия строительству малой Горьковской железной дороги. Эту дату и принято считать официальным днем открытия строительства. Председателем высшей руководящей инстанции строительства – собственно Комитета – был А.И. Шахурин, первый секретарь Обкома ВКП (б). Для решения оперативных вопросов было создано Управление строительством во главе с М.И. Слеповым, и научно-технический совет при Управлении собрал лучших специалистов в инженерно-технической области. Необычность этого проекта была в том, что реализация его производилась за счет внутренних ресурсов, без выделения специальных средств, силами общественности города. Начало строительства было положено общегородским Комсомольским субботником 30 мая 1939 г., на который вышло 8500 человек. В дальнейшем их было десятки – около 40 тыс. горьковчан приняли в субботниках добровольное участие. Стройку сопровождало обязательное социалистическое соревнование – соревновались предприятия, бригады, рабочие внутри бригад.
    Все это позволило в исключительно короткий срок, за время с 15 мая по 8-е ноября, за 5 с половиной месяцев выполнить проектно-изыскательские, строительно-монтажные работы и подготовить кадры юных железнодорожников в количестве 1263 человек.
    Строительство детской железной дороги финансировалось в порядке долевого участия учреждениями и организациями г. Горького. Сэкономленные средства, по окончании строительства были переданы детской железной дороге.
    Горьковчане, очень лично и самоотверженно отнеслись к строительству дороги, подарив её детям области и города к 22 годовщине Октябрьской революции.
    8 ноября 1939 г. в торжественной обстановке было открыто движение пассажирских поездов, а 23 ноября того же года были устранены последние неисправности, выявленные при приемке в эксплуатацию дороги. Протяженность трассы составляла 9,1 км; действовали четыре станции: «Родина», «Маяковского», «Им. Пушкина», «Счастливая». Дорога была оборудована различными видами связи: телеграфной, семафорами, жезловой сигнализацией. Была проведена радиосвязь диспетчеров с паровозом, радиофицированы 12 вагонов, а также смонтирована самооткрывающаяся дверь на основе фотоэлемента. Для ремонта подвижного состава имелось депо. Оно состояло из паровозного зала со смотровыми канавами на 2 паровоза и 3 вагона, механической и столярной мастерской, кузницы, аккумуляторной, трансформаторной подстанции и бытовой части.
    С началом Великой Отечественной войны финансирование детской железной дороги было прекращено. Она временно была реорганизована в учебно-производственный комбинат и передана в ведение отдела подготовки кадров управления ГЖД. Однако решение о восстановлении дороги было принято ещё до окончания войны – 25 августа 1944 г. Полностью имущество ей было возвращено в 1946 г. В годы войны были потеряны многие методические наработки, учебные планы, многое пришлось начинать сначала. Из протоколов педсовета 1949 г.:
     «… Из практики Малой М-Рязанской железной дороги - разработанные конспекты инструкторами обсуждаются на учебно-методическом совете ДЖД и отпечатываются для всех. Мы не имеем опыта педагогической работы и нам такой порядок особенно ценно вести здесь. … Мне особенно трудно, поскольку никаких материалов от прошлого учебного года не сохранилось… Нужно также разрабатывать форму и ввести личные дела на юных железнодорожников. Кабинет службы движения для учебных занятий совершенно не оборудован и мал …»
    Оборудование требовало ремонта немедленно: «один паровоз, требующий капитального ремонта… котельная не готова, как сам котел, так и над котельной… Автоматика неисправна. Учебные мастерские не восстановлены и не преследовали цели ведения работы в учебных целях, а использовались для хозяйственных нужд и работы на сторону…». Однако уже к 1954 г. происходит улучшение. Разработан полноценный план на 1954-1955 учебный год, а также план проведения внеклассных мероприятий. Проводятся дополнительная техническая пропаганда и культурно-массовая работа среди детей. При участии учителей физики, ведущих внеклассную работу, занятия железнодорожных кружков привязали к учебным планам школы, что разнообразило и улучшило процесс обучения. Стало проводиться систематическое повышение квалификации инструкторов ДЖД.
    Происходило постоянное расширение состава преподавателей за счет внештатных сотрудников линейных школ.
    В 1960 году бурно идет жилищное и дорожное строительство в нашем городе, и протяженность трассы ДЖД несколько сокращается. Главная станция дороги в этот период, по-прежнему, «Родина» - около парка Культуры им. 1 Мая. На 1 этаже её вокзала находились учебный кабинет, локомотивная и вагонная службы, библиотека, кабинеты начальника и дежурного по станции, справочное бюро; в башенной части был Музей истории железнодорожного транспорта. Возле Инструментального поселка находилась станция им. Маяковского, у Северного поселка – станция «Пушкина», и др. Кроме основных дисциплин, необходимых на железной дороге, в технических кружках школьники могли изучать столярное и слесарное дело, самостоятельно изготавливать учебные пособия. В дальнейшем ежегодно через школу ДЖД проходило около 1000 учащихся. Это была очень яркая среда из представителей разных возрастов, которые вместе обучались, работали, отдыхали. Из кого-то выросли и профессиональные железнодорожники.
    Вот строки одного из бывших юных железнодорожников, ставшего во второй половине 1960-х научным сотрудником НИИ, А.И. Левашова: «Мне посчастливилось работать по Горьковской детской железной дороге с начала её основания… Работая на детской железной дороге, я получил большой навык, который помог мне в дальнейшей работе… Мне хочется пожелать юным железнодорожникам серьезно относиться к любому порученному делу… Помните, что полученные здесь навыки не пропадут даром, - это первые кирпичи вашего жизненного фундамента».

А.А. Медведева,
главный библиотекарь
по краеведческой работе ЦГБ


Назад