Людвиг Бинсвангер (1881—1966) – швейцарский психиатр, психолог и философ. Создатель экзистенциального анализа – кстати, кстати. Ученик З. Фрейда и К.Г. Юнга. Действительный и почетный член не менее десятка медицинских академий. Чем знаменит? Вот тем и знаменит – Людвиг Бинсвангер в 1930-е годы, опираясь на идеи, теорию и методологию экзистенциальной философии М. Хайдеггера, феноменологию Э. Гуссерля и данные антропологии, переосмыслил психоаналитические идеи З. Фрейда и создал собственную версию психоанализа – экзистенциальный анализ. Использование идей последнего произвело антропологический и феноменологический поворот в психиатрии того времени. Бинсвангер сосредоточил внимание на "бытие-в-мире" как принципиальном феномене человеческого существования, исследовал его разнообразные формы, сделал ряд феноменологических описаний субъективных переживаний в процессе лечения. И это был качественный скачок…

Биография.

    Людвиг Бинсвангер родился в семье врача. Медицинское образование получил в Лозанне, Гейдельберге и Цюрихе. Работал в клинике Бургхельцли и был одним из первых психоаналитиков-клиницистов. Его отец (также носивший имя Людвиг и фамилию Бинсвангер) основал «Беллвьюский санаторий» в Кройцлингене, а дядя Отто Бинсвангер занимал должность профессора психиатрии в Йенском университете. В 1907 примкнул к психоаналитическому движению, одним из первых стал применять психоанализ в клинической психиатрии. Тогда же Бинсвангер получил медицинскую степень в Цюрихском университете и в молодости работал и учился у некоторых самых известных психологов той эпохи, таких как Карл Юнг, Ойген Блейлер и Зигмунд Фрейд. С 1911 по 1956 руководил клиникой Бельвю в Кройцлингене. В марте 1919 г. Бинсвангер был выбран в правление нового Швейцарского психоаналитического общества. В 1956 был награжден высшей для психиатров наградой – медалью Крепелина. Несмотря на теоретические расхождения с ортодоксальным психоанализом)), Бинсвангер как близкий друг З.Фрейда оставил о нем воспоминания. Действительно близким другом Бинсвангера был и русский философ Семен Людвигович Франк, оказавший немалое влияние на персоналистскую концепцию Бинсвангера в 1940-е годы. Несмотря на различие во взглядах, касающиеся теории психиатрии, Бинсвангер и Фрейд оставались друзьями до самой кончины Фрейда в 1939 году. Возможно, благодаря Джулии Бинсвангер)))…
    В 1929 г. Фрейд написал Бинсвангеру: «В отличие от большинства других, несмотря на Ваше интеллектуальное расхождение со мною, Вы не стали разрушать наши личные отношения. Вы даже не догадываетесь, насколько приятно общаться со столь тонко чувствующей душой». В своем письме Бинсвангеру от 8 октября 1936 г. Фрейд так писал о взглядах коллеги: «Естественно, что я не разделяю ваших взглядов. Я всегда находился в партере и подземных переходах. Вы же утверждаете, что достаточно сменить угол зрения, и можно увидеть верхние этажи... В этом вы отличаетесь консерватизмом, я же имею дух мыслителя-бойца. Но, по-видимому, здесь мы плохо понимаем друг друга. Наш спор может разрешиться только столетия спустя». Самое значительное влияние на Людвига Бинсвангера оказали экзистенциальная психология и работы Мартина Хайдеггера, Эдмунда Гуссерля и Мартина Бубера. Бинсвангер считается первым врачом, объединившим психотерапию с идеями экзистенциализма, которые он развил в своей вышедшей в 1942 году книге «Основные формы и познание человеческого существования". В данной работе он закладывает основы экзистенциального анализа в качестве эмпирической науки, подразумевающей антропологический подход к конкретной человеческой личности. (При проведении экзистенциального анализа наиболее известным клиентом Бинсвангера для мира была Эллен Уэст, пациентка с тяжелой невротической анорексией).
    Главные труды Бинсвангера: "Основные формы и познание человеческого существования" (1942), где изложены основные идеи экзистенциального анализа; "Введение в проблемы общей психологии" (1922), краткий анализ этого труда содержится в доступной нам работе Л.С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса"; "Феноменологическая антропология" (1947); "Генрик Ибсен и проблема самореализации в искусстве" (1949), в которой развиваются некоторые положения "патографических исследований" З. Фрейда; "Воспоминания о З. Фрейде" (1956) и др.
    В последний свой период жизни Людвиг Бинсвангер уделил особое внимание проблемам любви, считая, что быть человеком — значит любить. Он усматривал в любви тайну человека и полагал, что подлинное человеческое бытие есть "бытие-в-любви". Книга Бинсвангера «Мечта и существование» была переведена с немецкого на французский Мишелем Фуко, который добавил к ней значимое эссе в качестве предисловия.
    Скончался Бинсвангер 5 февраля 1966 г. в своем родном городе Кройцлингене, оставив значительный вклад, сказав СВОЕ слово в науке, дав новые ориентиры последователям…. В каком-то смысле – и нам, при всей нашей непосвященности))…

Труды Людвига Бинсвангера.

1. «Бытие-в-мире»
2. «Переписка с С.Л.Франком»
3. «Феноменология и психопатология»
4. «Экзистенциально-аналитическая школа мысли (Сборник «Экзистенциальная психология» под ред. Р.Мэя)»
5. «Экстравагантность»
    На русском – только «Бытие-в-мире». — М.: КСП+; СПБ.: Ювента, 1999. — 300 с. И Сочинения: Феноменология и психопатология, «Логос», 1992, № 3; И все…((( По крайней мере, я в ближайших крупных книжных ничего не нашла, и в поисковиках тоже.
Философские воззрения еще одного великого швейцарца

(нууу, первый Юнг, второй хронологически Бинсвангер, Дюрренматт – только третий  ).
    Философские воззрения Бинсвангера сформировались под влиянием неокантианства и феноменологии. Первая получившая широкую известность книга Бинсвангера «Введение в общую психологию» (1922) была попыткой решения основных теоретических проблем психологии в духе феноменологии Э. Гуссерля. После выхода в свет «Бытия и времени» М. Хайдеггера Бинсвангер, опираясь на экзистенциальную аналитику последнего, создал собственное философско-антропологическое и психиатрическое учение, о котором мы читали выше – «экзистенциальный анализ».
    Бинсвангер внес изменения в практику психотерапии, отвергнув биологизм и детерминизм в трактовке бессознательных процессов. Человеческое существование понимается Бинсвангером как единство трех временных модусов – прошлого, настоящего и будущего. Неврозы и психозы являются осмысленными способами трансцендирования, конституирования мира и самой экзистенции. Симптомы различных психических расстройств возникают в связи с ограниченностью горизонта видения: один временной модус становится доминирующим, что препятствует подлинному существованию человека и может вести к психическому заболеванию. (А теперь попробуйте откреститься, сказать, что не почувствовали, что это верно, и до какой степени верно!:))) Традиционные методы клинической психиатрии не подвергаются радикальному пересмотру, но они не достаточны, поскольку задачей психиатра является не столько каузальное объяснение болезни (определение причинной взаимообусловленности событий во времени), сколько понимание другого человека. Клиническая психиатрия и психоанализ дают нам поверхностное описание симптомов и синдромов, игнорируя индивидуальное «бытие-в-мире», сказал Бинсвангер. Психопатология имеет своим истоком особенности строения «жизненного мира» пациента. Этот «жизненный мир» конституируется актами сознания и у психотика он является не менее осмысленным, чем у терапевта, кстати, кстати)))…. Нет реальности для всех одинаковой и «нормальной», которую можно считать чем-то само собой разумеющимся и противопоставлять «безумию». Отклонение от того, что считается «нормой», означает создание новой «нормы». Для всех «миров», конституируемых маниакальным сознанием, свойственна своя особая «норма». Неврозы и психозы суть модификации фундаментальных структур бытия-в-мире, способов трансцендирования. Описываемые психоанализом невротические симптомы обусловлены не травмами, детскими фиксациями и идентификациями, но лишь специфической «конфигурацией» экзистенции, господством одного из модусов временного трансцендирования. В результате сужения горизонта видения происходят нарушения в «смысловой матрице», другие модусы перестают рассматриваться как возможности существования. Бинсвангер сохраняет основные элементы психоаналитической терапии, но пересматривает главные понятия психоанализа, в первую очередь понятие психического бессознательного. В феноменологической психиатрии Бинсвангера бессознательное представляет собой результат узости горизонта экзистенции, бегства от собственных творческих возможностей в невроз. Пересматривается и фрейдовское толкование сновидений. Интерпретации подлежит не гипотетическое «скрытое», но именно «явное» содержание сновидения – за ним не скрывается некое вытесненное в бессознательное содержание. Сновидения не обязательно являются исполнениями желаний, в них имеется столько же типов активности, как и в бодрствовании. В работе «Основные формы и познание человеческого существования» (1942) Бинсвангер с персоналистских позиций подвергает критике Мартина Хайдеггера: помимо мира «заботы», «заброшенности», характеризуемого Бинсвангером как мир взаимного опредмечивания «принятия-за-нечто», инструментальной полезности, имеется модус «бытия-друг-с-другом», в котором Я и Ты нераздельны и неслиянны. В этом модусе «Мы» или «любви» (!) иначе структурированы пространство и время.
    В 1950–1960-е Бинсвангер пишет ряд монографий, в которых с позиций феноменологической психиатрии осуществляется описание различных психических заболеваний.
    Работы Бинсвангера оказали значительнейшее влияние на экзистенциальную феноменологию и «экзистенциальный психоанализ» в всех его различных позднейших версиях. Но, Хайдеггер, кстати, был совсем не в восторге от такой трактовки своих трудов в духе философской антропологии… Занимающийся психопатологической феноменологией должен, по мнению Бинсвангера, не просто заниматься рутинной работой психоаналитика, представляя себе, что подразумевается под словами, для того чтобы отнести данное анормальное душевное явление к тому или иному виду и роду психических заболеваний. Сам метод работы Бинсвангера коренным образом отличался от метода работы дескриптивного психопатолога, подразделяющего все анормальные душевные явления по классам, родам, видам, которые, в свою очередь, связываются друг с другом посредством сложной иерархической системы признаков.
Эта система, противостоящая, по сути своей, царству здорового, и является объектом исследования психоаналитика, изучающего условия ее возникновения в целом или отдельных ее групп, все время размышляя, обобщая и вынося суждения.
А вот по методу Бинсвангера надо обратиться от буквального значения слов к тому, что ими подразумевается, к их глубинному смыслу. Феноменолог, разумеется, нуждается в дескриптивно описанных признаках, но они необходимы ему не для использования их в качестве элементов понятий, а для того чтобы, используя их, вновь обращаться к самой вещи, переживанию. Однако, в данном случае пригодны лишь те признаки, что относятся непосредственно к этому предмету, не отсылая нас к бытию другого рода.
Существенным же при феноменологическом наблюдении подобного рода является то, что аналитик усматривает не какой-либо изолированный феномен, а всегда выражающий или проявляющий конкретную личность. В особенностях феномена дает о себе знать поврежденная личность, и, в свою очередь, исследователь видит сквозь призму феномена внутреннее содержание личности… По-моему, это жутко умно… Размышляя о различии методов научного и феноменологического познания, Бинсвангер обращает внимание на то, что способом чистого дескриптивного познания является не деятельность с предметами внешнего мира, безосновное произвольное конструирование, но обращение к самим сущностям, формам чистого сознания, и выработка наилучшей методологии этого обращения.
Бинсвангер и вел разработку нового подхода, основывающегося на экзистенциальной философии. Он не много не мало попытался применить экзистенциальную философию Хайдеггера к психологии, психотерапии и психоанализу.
В создаваемом таким образом анализе существования научное понимание человека базируется на интегральной структуре его бытия, лежащей в основе всех психических сознательных и бессознательных процессов. По мнению Бинсвангера, аналитик должен понять эти экзистенциальные структуры и их соотнесенность с жизнью пациента.
Тогда становится понятной и история жизни данного человека и его функция; не понимающий функции своей жизни «спит», и только активность может помочь в осуществлении жизненной функции. Аналитик должен создавать партнерские отношения с пациентом и пытаться помочь понять то, как жизненные события вызывают неудачи в реализации жизненной функции пациента. И это тоже – жутко верно и жутко умно… Хайдеггеровскому «быть в мире» Бинсвангер противопоставляет принцип любви как умения выйти за ограничения мира.
    Вопреки мнению Хайдеггера, Бинсвангер смело доказал, что не только страх и трепет являются единственными экзистенциальными возможностями, причастие к которым только и преосуществляет несобственное бытие в бытие собственное
.
Всякое феноменологическое рассмотрение психопатологических явлений, по мнению самого Бинсвангера, в первую очередь направлено на существо личности больного, которое и представляется нам в его мировоззрении (я о Бьюджентале писала – экзистенциальная психотерапия это не то, что вы думаете, это то, КАК вы думаете… Вот почему именно в экзистенциальной психологии так важны онтологические основы – КАК человек верит, КАК до-веряет, КАК может быть верным… Кстати, кстати, в книжке Эмми ван Дорцен описывает свой опыт работы с человеком, переживающим экзистенциальный кризис на почве важнейшей жизненной ценности – веры. Он переехал из католической в англиканскую страну и …кризис проявился самым ярким образом…). Мы можем вполне наглядно представить себе отдельные феномены, в самом начале – чувственно-конкретно, а затем все более абстрактно. Но переживающая личность в каждый момент сопричастна как самому этому вполне конкретному феномену, так и абстрактному содержанию его сущности. Между феноменом и личностью можно увидеть точно фиксируемые сущностные взаимосвязи. Феноменолог старается вникнуть в значения, которые он черпает из речи больного, пытается сжиться со смыслами…. И, таким образом, исследователь может узреть за каждым отдельным переживанием тот личностный фон, на котором разворачивается сокровенное внутреннее, личностное содержание. Основная заслуга Людвига Бинсвангера перед психологией заключается в том, что он первым положил в основание терапии душевных болезней рассмотрение присущего больному способа быть человеком. Казалось бы, сугубо философская задача – мышление о бытии – становится одним из основных компонентов исцеления от душевных болезней…Великий психолог пришел к выводу о необходимости перехода от анализа Я как изучения замкнутого в себе психического, как предмета психологии, к Мы как анализу собственно человеческого способа бытия в мире, того собственно личностного, в чем сокрыта возможность существования человеческого Я….

Назад

Комментарии

Плохой текст

В тексте полно нелепых моментов, таких как: "Создатель экзистенциального анализа – кстати, кстати.", "Чем знаменит? Вот тем и знаменит", а так же наличие всяких ")))", "(((". Исправьте.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
  __  __   _           __   __   ___    _____ 
| \/ | | |_ ___ \ \ / / ( _ ) |_ _|
| |\/| | | __| / _ \ \ V / / _ \ | |
| | | | | |_ | __/ | | | (_) | | |
|_| |_| \__| \___| |_| \___/ |_|
Enter the code depicted in ASCII art style.