Диалог сквозь века


    Очень многие, даже подростки, знают эту картину великого Рафаэля Санти – «Афинская школа». Она привлекает нас сложностью композиции, уходящей перспективой, знакомыми лицами. Рискну сказать – мы любим эту фреску!
    …Кто после университетских лет обращался к философии? Диоген, Парменид, Ксенофонт, Пифагор, Сократ, Гераклит и другие прекрасные лики смотрят на нас с великой работы Рафаэля. Их мир словно втягивает нас, рождая в душе нежданную гармонию и покой в обществе философов. Вся последующая европейская философия решала вопросы, вытекавшие из многообразия философии античной: подход, представленный традицией Платона и Аристотеля, требовал от человека забывать о себе и обращаться к сущности вещей, вечным истинам, нематериальной области, приобщаясь самому прекрасному, возвышаясь. Подход школы стоиков, перенес конфликт между материальной широтой и духовной глубиной внутрь человека, выделяя в самом человеке противоречия.
    И лишь блаженный Августин впервые дал синтез этих двух позиций. Он сказал: человек всегда греховен, всегда несовершенен. А значит, он не должен уж очень всматриваться в себя, но познавать свою душу следует только одновременно с познанием Бога! И прикосновение к духовной сфере переживается как глубоко интимный процесс. Августин первым увидел в Боге чистое существование и принцип существования. Для античной философии существование вещей обычно было чем-то вторичным по отношении к сущности, и философ должен был постигать сущности. Августин настаивает на том, что бытие проявляется именно в существовании: Бог проявляется в любви, и любовь есть существование Бога. А человек проявляется в мысли, слове, и это его существование важнее, чем природа человека. Так Августин стал неким предвозвестником экзистенциализма, когда мы отвечаем на вопрос не "что", а "как".
    Через века идет «Афинская школа», и не прекращается наш диалог с философами.

    
    
    
    
    
    

Материал подготовлен главным
библиотекарем по краеведческой работе ЦГБ
А.А. Медведевой